Как заявила на круглом столе в Общественной палате директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Астапенко, на полноценное финансирование программы высокозатратных нозологий, по которой закупают дорогие лекарства для тяжелых больных, бюджетных денег не хватит.
«Есть ограничение финансирования. Это так. Экономия, которая складывается на госзакупках, не прогнозируемая, ее не хватает, чтобы покрыть потребности», — цитирует finanz.ru заявление представителя Минздрава.
В 2020 году власти включили в программу высокозатратных нозологий (ВЗН) 14 лекарств, на приобретение которых было выделено 60 млрд рублей. Однако в этом году выяснилось, что выделенных денег для покупки этих медикаментов недостаточно. Специалисты отметили, что денег в бюджете осталось настолько мало, что их явно не хватит на удовлетворение всех заявок, поступивших из регионов. Информацию об уже возникшем дефиците дорогостоящих лекарств по программе «14 ВЗН» уже потвердили представители ряда пациентских организаций.
После этого в Минздраве пообещали все же обеспечить всех нуждающихся пациентов лекарствами по программе «14 ВЗН». В бюджете на 2021 год на программу выделили 64,1 млрд рублей, а к 2023 году финансирование обещают увеличить до 68,6 млрд рублей. В качестве источника финансирования программы власти называют повышенный с 13 до 15% НДФЛ на богатых россиян, получающих более 5 млн рублей в год.
Между тем, несмотря на продолжающуюся пандемию коронавируса, расходы российского бюджета на здравоохранение по итогам 2021 года должны сократиться на 11% (на 135 млрд рублей). На этом фоне вводятся ограничения на закупки стратегически важных лекарств. В частности, Минмпромторг и Минздрав планируют предложить преференции при закупках для государственных больниц тем компаниям, которые имеют в России производства лекарств полного цикла и не закупают ничего за рубежом. Эксперты опасаются, что это приведет к падению качества лекарств и при этом к росту цен на них. Жизненно важные лекарства уже подорожали на 5%.
Тем временем расходы на статью «безопасность», включающую в себя затраты на финансирование силовиков и разгоны акций несогласия, только в феврале выросли на 37 миллиардов рублей — до 165 миллиардов. А затраты на медицину, напротив, сократились в 1,9 раза — до 183 миллиардов рублей.