Posted 10 марта 2021, 14:22

Published 10 марта 2021, 14:22

Modified 7 марта, 13:53

Updated 7 марта, 13:53

Апельсины от осины: сможет ли Роскосмос использовать опыт Илона Маска

10 марта 2021, 14:22
Сюжет
Бюджет
Еще недавно мы могли наблюдать противостояние американской и российской космонавтики. Сегодня это уже скорее противостояние космонавтики частной и государственной. И частники вырываются вперёд. Есть ли шанс у России вырастить собственных современных героев космоса?

Виктория Петрова

Сразу после Международного женского дня, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и его китайский коллега Чжан Кэцзянь подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области Международной научной лунной станции «МНЛС). Новость хорошая – Китай может быть сильным партнёром в сфере космонавтики. Особенно в свете последних «достижений» Роскосмоса. Целая госкорпорация совершила за год космических пусков меньше, чем одна частная компания SpaceX (Китай так и вовсе лидер по этому показателю), а главным достижением стало двукратное увеличение до 12 млрд рублей поставок различного оборудования вроде насосов и арматуры для нефтегазовых предприятий. Где Луна, а где нефть…

Тем временем мировая космонавтика развивается семимильными шагами: марсоходы, лунные программы, научные исследования, доступный спутниковый интернет, новые пилотируемые корабли, новые ракеты… И всё это реальные проекты, а не меморанадумы, подписанные по видеосвязи. Только Россия почему-то словно чужая на этом празднике жизни. Как, впрочем, и в мировой авиации наше место, увы, если не в хвосте, то близко к нему.

Сколько раз менялись планы только в ходе разработки одной сверхтяжёлой ракеты-носителя, мы уже писали. А ведь есть ещё лунная программа, проект межпланетного буксира, пилотируемые корабли… Всё пока так планами и остаётся.

Больше планов – меньше дела

Независимый эксперт Вадим Лукашевич уверен, что одна из важнейших причин отставания отечественной космонавтики заключается как раз в постоянной отмене проектов, на которые уже успели потратить силы, время, и деньги.

- Роскосмос уже похоронил немало проектов – сначала в 90-х годах отказались от готового проекта ракеты Русь в пользу Ангары, потратив несколько сот миллионов рублей, потом стали отказываться от разных модификаций Ангары, потом стали отказываться от массовой эксплуатации Ангары в пользу Союза-5, теперь отказываются от сверхтяжёлого Енисея, взялись за Амур. Самое главное, что Роскосмос отказывается от проектов, которые ближе других к реализации в пользу неиспытанных решений и отсутствующих технологий. Метановые двигатели, многоразовые ступени – ничего этого у нас нет, но их основе планируют построить сверхтяжёлую ракету. Да у нас вообще ещё нет никакого опыта успешного запуска ракеты-носителя сверхтяжёлого класса – советская Н1 не взлетела ни разу, а других моделей не было. Илон Маск идёт последовательно: сначала запустил Falcon 1, потом Falcon 9, потом научился сажать первую ступень, потом из трёх Falcon 9 собрал Falcon Heavy. Также последовательно шёл и Вернер фон Браун, разрабатывая Saturn V для лунной программы США. Так чего уж мелочиться? Пусть Роскосмос сразу анонсирует фотонный двигатель и звездолёт для путешествия к Альфе Центавра. Ну подождём изменение проекта не пару месяцев, а пару лет – всё равно результат будет тот же.

Космонавтика сейчас полностью находится в руках госкорпорации, и она в застое.

«Один только частный SpaceX со штатом в 4000 человек делает больше, чем весь Роскосмос. Эффективность этой частной компании не вызывает сомнений! Но в России государство само создало преграды для развития частной космонавтики» - отмечает Вадим Лукашевич.

Так что мешает хотя бы здесь переводить предприятия на рельсы частной собственности? Эксперт считает, что государство создало условия, при которых это невозможно:

- Частная эффективная космонавтика у нас невозможна в принципе. Во-первых, Роскосмос не создаёт рынок. В США SpaceX появился потому, что NASA объявила конкурс, выделила гранты на разработку, а потом у победителя по предоплате заказала доставку полезной нагрузки. Однажды Роскосмос заказал у Даурии Аэроспейс наноспутник для мониторинга земной поверхности, но в последствии оплачивать отказался. В следующий раз Даурию, потерявшую спутник, и вовсе засудили, оставив без страховки. А во-вторых, попасть в частную космонавтику практически невозможно. Вся деятельность лицензируется, а лицензию может получить предприятие Роскосмоса. А чтобы создать и сертифицировать ракету, её надо испытывать, испытывать можно только на особых полигонах, а они все относятся к Минообороны, и туда никого не пускают. Всё. А свои илоны маски – талантливые энтузиасты, которые этим живут, у нас есть. Им под силу развивать технику и привлекать инвестиции. Но сейчас это невозможно.

Уголовно преследуемый космос

Александр Ильин, генеральный директор "Лин Индастриал", представляет немногочисленную прослойку полностью частных компаний, которые занимаются космической техникой, разрабатывают ракеты и двигатели. Он не понаслышке знаком со всеми сложностями, но к деятельности Роскосмоса настроен более лояльно, отмечая, прежде всего, проблему финансирования.

- Роскосмос хотел бы строить сразу и всё. И современные ракеты проектировать, и лунную базу, и на Марс летать. Всё, что угодно. Но ведь есть федеральный бюджет и средства, выделенные из него на космическую деятельность. То есть тут дело то не столько в Роскосмосе, сколько вообще в доступных ресурсах бюджета.

1,4 трлн рублей, выделенные на федеральную космическую программы (ФКП), выглядят внушительно. Для России это колоссальные средства, но ежегодное финансирование в рамках ФКП не сильно отличается от одних только частных инвестиций, привлечённых SpaceX в прошлом году. Расклад опять не в пользу государства. Но и Александр Ильин признаёт, что частная космонавтика именно в условиях России – не панацея.

- Могут ли сделать частники лучше? Вопрос открытый. У нас нет таких примеров и нет крупных частников. У Илона Маска, который за деньги NASA всё делает (за оплаченные заказы), достаточно удачно всё идёт до поры до времени. Не факт, что в России всё так же удачно было бы у частников. Поэтому преждевременно утверждать, что срочно всё частникам надо отдать. Не всё и не сразу, как говорится. Я не вижу смысл просто пытаться скопировать историю с Маском. На нашей почве всё равно вырастет что-то другое. От осины апельсины не родятся, как бы этого ни хотелось.

Выходит, если приватизировать существующие предприятия, то они не решат мигом проблемы непомерно раздутого штата (советское наследие) и зависимость от госзаказов. Рассчитывать стоит на новые предприятия – ведь и в США «выстрелил» не Boeing, не Lockheed Martin, а новичок SpaceX, свободный от груза наследия. Более того, руководитель Лин Индастриал утверждает, что каких-то уникальных преград для получения лицензий или разрешений на испытания нет. Бюрократия как бюрократия. Даже нет особых проблем с суборбитальными пусками ракет на высоту до 100 км, потому что эти работы идут как НИОКР – просто научные изыскания, которые не требуют лицензирования. «Но всё упирается в деньги, и тут Роскосмос не в силах помочь», – подчеркивает Александр Ильин:

- Барьеры в основном финансовые. Нет инвесторов, нет венчурных фондов, нет кредитов дешёвых. Соответственно просто не на что это всё строить. То есть, когда тебе надо на 10 лет допустим миллиард, и желательно без процентов, ты его просто не возьмёшь нигде. Проблема в этом, а не в Роскосмосе и лицензиях. И с полигонами проблема в том, что у нас нет денег арендовать этот полигон нормально. То есть мы приходим, нам говорят: испытание будет стоить 4 млн рублей. А у нас нет этих 4 млн рублей. Всё. Или прекращать работу, или находить нормальных инвесторов. Опять же это не вина Роскосмоса. Мог бы Роскосмос дать бесплатно нам полигон? Наверно, мог бы. Но с чего эта государственная организация будет давать частникам бесплатные полигоны? Какое обоснование может быть? Это же получится растрата средств государственных.

Напомним: растрата в российском законодательстве – это не маленькая шалость, а преступление, наказуемое по ст. 160 Уголовного кодекса РФ. Сергей Королёв в своё время тоже, кстати, отправился в лагерь за растрату, решив направить 120 тыс. рублей на перспективную с его точки зрения разработку – пороховую крылатую торпеду в то время, когда перед ним стояли другие задачи.

Редакция «Новых Известий» пыталась выяснить мнение тех, кто непосредственно занимается планированием дальнейшего развития отечественной космонавтики. Мы направили официальный запрос в ЦНИИМаш – главный институт, ответственный за такое планирование. Однако наш вопрос о том, почему так часто меняются планы, остался без ответа. Представители ЦНИИМаш нас перенаправили в головную структуру – Роскосмос. Но оттуда к моменту публикации материала нам не поступило ответов ни на этот вопрос, ни на вопрос о мерах поддержки частной космонавтики и отношении к ней в целом.

Конкуренция и деньги

Так что же делать, если Роскосмос ничем не может помочь, даже если очень захочет - ввиду угрозы оказаться под уголовной ответственностью за растрату? Один из вариантов – разделение обязанностей. Примерно, как в США, где есть федеральное агентство NASA, которое даёт заказы, объявляет конкурсы, распределяет гранты, а все остальные предприятия – просто исполнители. Задача NASA – не просто осуществление конкретных задач по выводу полезной нагрузке, обслуживанию МКС и так далее, а развитие всей отрасли.

С тем, что надо брать пример с NASA, согласен Вадим Лукашевич:

- Функции заказчика и исполнителя должны быть обязательно разделены. Причём заказчиком должна быть структура не ниже федерального агентства. А остальные предприятия – просто исполнители, предоставляющие услуги. Точно также в США НАСА размещает заказы независимым Boeing, Lockheed Martin, SpaceX и другим. У нас же абсолютно все функции сосредоточены в одном Роскосмосе, который огородил себя от любой конкуренции.

Александр Ильин тоже солидарен с идеей разделения задач, но акцентирует внимание на проблеме венчурных инвестиций, которые у нас находятся в зачаточном состоянии:

- Поддержка частников должна быть не задачей Роскосмоса, а задачей государственной. Если государство хочет таких частников вырастить - должна быть поддержка через фонды развития, через различные грантовые системы, но не через Роскосмос.

Получается замкнутый круг: Роскосмос как госкомпания, работающая в изоляции от глобального рынка, заинтересована только в бесконечной бумажной работе, гарантирующей стабильный денежный поток. А до того момента, как у нас появится свой SpaceX, явно пройдет ещё немало времени. И вотчина Дмитрия Рогозина в этом совсем не помощник. Рассчитывать приходится только на то, что кто-то из энтузиастов всё-таки сможет убедить какого-нибудь крупного олигарха не без доли авантюризма рискнуть своими капиталами и вложиться в призрачные перспективы частной космонавтики. Существенный прорыв в отрасли возможен разве что только в этом случае. Но очередь пока не стоит. Улететь в космос может себе позволить не каждый олигарх – как минимум по состоянию здоровья, а вот выйти в море на новой рекордной суперяхте – это запросто.

Подпишитесь