«Я не верю Новаку, потому что он выражает мнение, которое не совпадает с реальностью.
Ну, да: 95 % трубопровода закончено. Но вот чтобы закончить остальное - ну вот, проложить по морскому дну где-то 120 км трубопровода… Там, во-первых, есть глубины больше 100 футов, где-то до 200 футов, а санкции американские включаются на отметке 100 футов и глубже.
Второе: каждый день я смотрю, как ведут работы. Там это судно, баржа трубоукладочная Fortuna, слегка модернизированная для того, чтобы работать на больших глубинах, чем она изначально была рассчитана, и ещё восемь вспомогательных судов под разными флагами, один пароходик есть даже под флагом Багамских островов.
Они в германском порту получают трубы, которые там складированы, потом доставляют на Fortuna, и вот смотрите, что получается.
В первый раз после того, как они бросили вызов санкциям и возобновили работу – это было 29 января, и начиная с этого момента Fortuna работала несколько дней и уложила трубы примерно на дистанцию 400 метров. А дальше был перерыв, дальше надо было всё это обслуживать, трубы каким-то образом готовить...
Вот сейчас подвезли ей новые трубы, и 14 февраля Fortuna возобновила работу, прошла взад-вперёд где-то метров 250.
И если считать, что она раз в две недели будет укладывать пусть по 300 – 400 метров, то для того, чтобы закончить трубоукладку на том расстоянии, на котором полагается, ей понадобится десять лет.
Проснутся американцы, у которых есть законы, обязывающие администрацию в Белом Доме принять какие-то санкционные меры против этого. Вот саму Fortuna объявили под санкциями, какую-то компанию, которую выставили владельцем тоже объявили под санкциями, состав этой компании полтора человека. Но дальше могут последовать санкции даже против немецкого порта, который оказывает поддержку, против владельцев вспомогательных судов, всей этой флотилии.
Дальше может пойти давление на Данию, на Германию, и мы ещё не знаем, как это давление, по закону, принятому в США, сработает.
Мы видели, что Трамп с санкциями всё-таки немножко тормозил, несмотря на то, что законом, принятым в Конгрессе и подписанным им, было предписано эти санкции вводить, а потом представить списки лиц, завязанных в этом. И был. В частности, список, который должны представит в Белом Доме, на имущество, которым владеют эти люди «санкционного плана», включая, кстати, близких знакомых, друзей нашего президента Путина.
Трамп этого не представил, он нарушил этот закон. В Конгрессе всё до сих пор ждут, когда будут представлены списки заинтересованных лиц с их (зарубежным) имуществом, чтобы понять, на что бы такое санкции наложить, как они вообще в Америке представлены своими интересами, - но вот этого пока нет.
Что сделает Байден – непонятно. Ему нужно действовать совместно с европейцами всё-таки, потому что всё это происходит в Европе. Вмешательство США не очень любят в Германии, особенно, когда американцы вдруг оказываются правы и немцы вынуждены делать то же самое.
…Это простая арифметика, я не болел, когда устный счёт проходили. Давайте с севера на юг. На севере есть «Северный поток 1», это 55 млрд кубометров в год. Дальше идёт привычный стандартный маршрут через Белоруссию и Польшу, это ещё 30 млрд кубометров в год. Украинский маршрут, который не только на Германию рассчитан, но и на другие европейские страны, через него можно примерно 120 млрд кубометров прокачивать совершенно спокойно, а если подремонтировать, то 160 млрд кубов с лишним.
Посмотрим по первым двум: это 85 млрд кубометров в год. Сколько в 2019 году Германии понадобилось Газа из России? Если верить «Газпрому» - 57 млрд кубометров, но на самом деле 50 с небольшим, потому что «Газпром» там ещё и чужой газ продаёт, а записывает себе в экспорт.
85 млрд кубометров достаточно, чтобы снабдить Германию всем российским газом, который она захочет? Более чем достаточно, в полтора с лишним раза хватит уже имеющихся труб.
…По газу до сих пор часть европейских государств зависит от поставок российского газа. Испания, Франция, Германия могут обойтись малой кровью, им будет трудно, но вот, например, Германия без российского газа я категорически могу заявить – обойдётся, другими способами всё будет решено. Но есть страны, которые без этого не могут. Например, Венгрия.
Если в феврале у Венгрии полностью перекрыть российский газ, то ей, как подсчитали эксперты, не хватит 56 %, такой будет дефицит.
То есть какие-то центрально-европейские и отчасти южно-европейские государства зависят от нашего газа, им нельзя вводить эмбарго. И потом там есть долгосрочные соглашения, у «Газпрома» есть постоянные клиенты во многих странах. То есть без согласования, без какой-то войны прям такой вот, атаки, - газ не перекроют, невозможно это сделать.
А по нефти - можно. Вот самое-то весёлое – по нефти можно.
Мы сейчас уже видим первые поползновения. Вот в Польше две компании – основные клиенты это Lotos и Orlen. Они получают российскую нефть по нефтепроводу «Дружба», по северной ветке, которая в Германии идёт, в том числе.
Они говорят – нам больше не надо, мы без неё можем обойтись, у нас достаточно возможностей получать нефть. То есть, если посмотреть, то в принципе, теоретически – можно, но для этого нужно такое согласование между европейцами и американцами… Политическая воля. Я не вижу в Европе этой политической воли.
И Путин совершенно правильно рассчитал. Вот когда на него начинают нажимать - были разговоры с Байденом, он поднимал вопросы об отравлении, о вмешательстве России туда-сюда, пятое-десятое, о Навальном, – но как ответил Путин? Ужесточением репрессивных мер внутри страны.
Европейцы попробовали поднять голос – мы вам там санкции какие-нибудь введём из-за Навального, из-за того, что вы беззаконие полное творите, - что получилось? Выставили трёх европейских представителей мгновенно, трёх дипломатов.
То есть отвечают, как крыса, загнанная в угол, есть такая формулировка. Будете давить – мы непредсказуемы.
Путин во время речи в Давосе прямо сказал: если дальше попрёте – вы не забывайте, что у нас есть ядерное оружие.
И там – вот этого единства в отпоре – его нет. Ни в внутри самой Америки, ни тем более в Европе.
Но будут санкции против каких-то отдельных персонажей.
Без координации действий американцев и европейцев серьёзных санкций не будет».
Послушать интервью с Михаилом Крутихиным целиком можно здесь.