Posted 5 февраля 2021, 10:37
Published 5 февраля 2021, 10:37
Modified 7 марта, 14:23
Updated 7 марта, 14:23
«Мы идём - куда? Этот вопрос очень интересный. Чем вот этот период отличается от всего другого, что было?
Если мы возьмём всю историю, которую мы знаем – это, приблизительно, XIV-XV век и дальше, сюда… Вот я собираю книги разные.
Есть книги XVI – XVII века, которые даже для образованного современного человека являются просто открытием. Есть подробнейшие карты, есть знания о мире достаточно серьёзные. И даже не верится, что это написано 300 – 400 лет назад.
Но мы же до сих пор пользуемся фактами из учебников, написанных людьми, которые умерли 300 – 400 лет назад.
Математикой мы пользуемся 300-400-летней. Арифметика - Магницкий… Вот ещё Пушкин и Лермонтов по этим учебникам занимались.
Так в чём же разница? Ещё сто-двести лет назад этого было достаточно и эта преемственность так и продолжалась.
И носителем знаний являлся любой старший, потому что он был носителем опыта.
А любой учитель – это был абсолютный учитель. И любой инженер – старой школы инженерной – он был не как сейчас «инженер в чём-то», а он был интеллигентный, в полном понимании этого слова, человек. У него было миропонимание, знание мироустройства.
На сегодняшний момент ситуация изменилась радикально.
Взрослый человек перестал быть носителем этих знаний, потому что ребёнок получил доступ к источнику информации, независимо от взрослого.
Сейчас, начиная с 5-го класса, если ребёнок имеет доступ к телефону, он может в течение урока назадавать преподавателю кучу вопросов или увидеть, что что-то не так. Совсем другой уклад появляется.
И если раньше отец был носителем «социального лифта» - наследовать профессию было основной задачей, то сейчас этот механизм полностью нарушен.
Во-первых, мужчина перестал быть хозяином, потому что он потерял хозяйство. А во-вторых, потеряв хозяйство, он потерял власть над своей семьёй. Перестал быть хозяином и безусловным авторитетом в своей семье, потому что семья перестала быть полной.
Естественно, ребёнок, для которого генетически отец это носитель безусловного авторитета, в определённом возрасте понимая, что он этим авторитетом не является, - разочаровывается.
Дальше - конфликт отцов и детей в литературе описан. Радикальность молодёжи объясняется тем, что она молодёжь и должна быть радикальной.
Но раньше мы знали, что умеет делать дедушка, отец, а сегодня ребёнок приходит домой и он не знает, что вы делаете на работе, вы не передаёте ему эти знания.
Мы и так свидетели смены нескольких технологических укладов, а впереди будут ещё более радикальные перемены.
Считается, что до 70 % рабочих мест, которые сейчас дают заработок, в первую очередь, мужчинам, - их просто не будет. Потому что мир становится другим.
Мы позволили вырастить поколение самых неприспособленных к реальной жизни за всю историю цивилизации.
Но мы их бросаем в самый жесточайший период эволюционный, техногенный, то есть когда воздействовать на детей будет не наш опыт противодействия внешней среде, а техногенный опыт, с которым даже мы сами не справляемся и не знаем, как справляться.
Это жесточайший период в эволюции. И от того, в каком состоянии мы из него выйдем, зависит будущее.
И это вопрос поколения. Вот этого только поколения.
Потому что если мы не справимся, то мы вступаем в мир трансгуманизма – вот в этот искусственный мир, цифровой, виртуальный и так далее, - где не нужно ни такое количество людей, ни их опыт и знания, потому что уже всё давно оцифровано и записано».
Целиком комментарий Олега Чагина можно посмотреть здесь.