По данным регионального УМВД, в полицию поступил звонок от неравнодушного жителя Кондинского района. Проходя мимо банкомата, он обратил внимание на старика, который выполнял у терминала финансовые операции, следуя командам телефонных мошенников. При этом пенсионер совершенно не понимал сути происходящего.
«При проведении проверки было установлено, что пенсионеру в течение нескольких дней звонили неизвестные люди, представлявшиеся сотрудниками разных банков. Звонившие предлагали перевести деньги с банковской карты на другой счет, но пожилой человек не верил аферистам, ведь как раз накануне участковый уполномоченный полиции рассказал ему о схемах мошенников, да и никаких банковских карт у него нет», — сообщили в УМВД.
Однако мошенников это не остановило. Выяснив, что у потенциальной жертвы на счету есть деньги, они применили другую схему. На телефон 87-летнего пенсионера поступил новый звонок.
«Звонивший представился сотрудником службы безопасности банка, в котором пенсионер хранит свои сбережения. Лже-сотрудник предложил ему получить денежную компенсацию за то, что он хранит денежные средства именно в их банке, но для этого нужно снять деньги со счета и перевести их на другой», — рассказали в УМВД.
Поверив аферистам, пенсионер пришел в местное отделение банка. Он обналичил свой счет и снял с него 700 тысяч рублей. Мошенники настаивали, чтобы всю снятую наличность пожилой югорчанин перевел на указанный «службой безопасности банка» счет. Для этого было необходимо внести деньги через банковский терминал. Такового в поселке, где живет пенсионер, не оказалось. Тогда, следуя настойчивым указаниям «службы безопасности», он поехал в райцентр, где нашел банкомат и перевел мошенникам 15 тысяч рублей. За этим занятием его и застал случайный прохожий. Благодаря его своевременному звонку в полицию пострадавший от мошенников пенсионер не успел лишиться всех своих сбережений.
По факту обмана пенсионера полиция завела уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество».
По данным РИА Новости, в 2020 году телефонные и онлайн-мошенники похитили у жителей Югры свыше 530 миллионов рублей. По подсчетам ЦБ, в минувшем году каждый второй житель России столкнулся с обращениями мошенников. В общей сложности за первые три квартала 2020 года мошенники украли у россиян 6,5 миллиарда рублей, в то время как годом ранее объем воровства был на 25% ниже. Взрывной рост количества мошенничеств в финансовой сфере эксперты связывают с пандемией коронавируса и массовым переводом многих процессов в онлайн-сферу.
Чаще всего людей обманывали под предлогом выплаты пособий на детей, организации ковид-тестирования на дому. Многим приходили фейковые СМС о якобы выписанном штрафе за нарушение, который необходимо срочно оплатить по номеру телефона или карты. Переведенные на удаленку сотрудники пострадали от фишинговых технологий с приглашением на видеоконференцию.
Злоумышленники также часто направляли в компании вредоносные документы под видом рекомендаций ВОЗ или уведомлений об изменениях карантинного режима. В минувшем году мошенники продолжали пользоваться методами социальной инженерии, выуживая в телефонных разговорах персональную информацию людей, необходимую для входа в мобильный банк.
Когда россияне начали массово устанавливать на телефоны программы типа «антиспам» с запретом на прием входящих вызовов с незнакомых номеров, мошенники придумали новую схему: они начали звонить своим жертвам и сбрасывать вызов в надежде на то, что жертва сама им перезвонит, и в процессе разговора ее удастся «обработать».
Некоторых обманывали на сайтах фейковых интернет-магазинов и частных объявлений. Под видом покупателей из других регионов мошенники предлагали продавцам дорогих товаров заключить «безопасную сделку». В процессе заполнения документов у людей выманивали код от банковской карты и списывали деньги.