Posted 18 января 2021, 06:57
Published 18 января 2021, 06:57
Modified 7 марта, 14:18
Updated 7 марта, 14:18
Центробанк обнародовал результаты опроса, посвященного финансовой безопасности клиентов кредитных организаций. Как следует из результатов исследования, около 48% граждан сталкивались с банковскими мошенничествами.
«Большинство мошенничеств в прошлом году пришлось на методы социальной инженерии, эксплуатирующие тему коронавируса: злоумышленники предлагали тестирование на COVID-19, выставляли штрафы за нарушение самоизоляции, а также обещали ускоренно перечислить государственные пособия», — сообщают «Известия».
По данным издания, опрос клиентов банков проводился с августа по декабрь 2020 года среди 41,8 тысячи респондентов. Из 198 опрошенных юрлиц и 41,6 тысячи физлиц со злоумышленниками сталкивались порядка 30% компаний и около 48% граждан. Из этого в ЦБ сделали вывод, что фактически каждый второй житель России сталкивался с банковскими мошенниками.
Клиенты банков отмечают, что видят усилия кредитных организаций по борьбе с мошенниками, в том числе они знают о совместных акциях банков и сотрудников правоохранительных органов, которые нацелены на профилактику преступлений в финансовой сфере.
По подсчетам ЦБ, за первые три квартала 2020 года мошенники украли у россиян 6,5 миллиарда рублей, в то время как годом ранее объем воровства был на 25% ниже.
Взрывной рост количества мошенничеств в финансовой сфере эксперты связывают с пандемией коронавируса и массовым переводом многих процессов в онлайн-сферу. Чаще всего людей обманывали под предлогом выплаты пособий на детей, организации ковид-тестирования на дому. Многим приходили фейковые СМС о якобы выписанном штрафе за нарушение, который необходимо срочно оплатить по номеру телефона или карты. Переведенные на удаленку сотрудники пострадали от фишинговых технологий с приглашением на видеоконференцию. Злоумышленники также часто направляли в компании вредоносные документы под видом рекомендаций ВОЗ или уведомлений об изменениях карантинного режима. В минувшем году мошенники продолжали пользоваться методами социальной инженерии, выуживая в телефонных разговорах персональную информацию людей, необходимую для входа в мобильный банк. Когда россияне начали массово устанавливать на телефоны программы типа «антиспам» с запретом на прием входящих вызовов с незнакомых номеров, мошенники придумали новую схему: они начали звонить своим жертвам и сбрасывать вызов в надежде на то, что жертва сама им перезвонит, и в процессе разговора ее удастся «обработать». Некоторых обманывали на сайтах фейковых интернет-магазинов и частных объявлений. Под видом покупателей из других регионов мошенники предлагали продавцам дорогих товаров заключить «безопасную сделку». В процессе заполнения документов у людей выманивали код от банковской карты и списывали деньги.