Posted 22 декабря 2020, 11:54
Published 22 декабря 2020, 11:54
Modified 7 марта, 14:09
Updated 7 марта, 14:09
Дарья Вознесенская
Проблемы с повышением цен на продукты особо заметны в условиях падения доходов россиян из-за пандемии коронавируса. Во многих регионах цены начали расти еще в конце лета-начале осени. По данным Росстата, цена сахарного песка с начала года увеличилась на 71,5%, подсолнечного масла — на 23,7%, макарон — на 10,5%, хлеба — на 6,3%. Однако на федеральном уровне эту проблему подняли лишь в декабре.
Так, 9 декабря на совещании с членами правительства президент России Владимир Путин отметил, что у многих граждан может просто не хватить денег на подорожавшие продукты. Он призвал не допустить ситуации, как при СССР, когда говорили: «В Советском Союзе есть все, только не всем хватает». Спустя несколько дней глава государства отметил, что подорожание продуктов питания связано с экономическими причинами и не имеет отношения к пандемии коронавируса и уровню производства. «Люди себя ограничивают, потому что у них денег нет на базовые продукты питания. Куда, куда вы смотрите-то? Вот это вопрос! Это же не шуточки», — заявил он, обращаясь к министрам.
Кабмину была дана неделя для стабилизации ситуации. Во многих регионах за это время удалось снизить цены на ряд продуктов питания. Это произошло, в частности, после того, как премьер-министр России Михаил Мишустин подписал ряд постановлений, согласно которым, в том числе, установлены тарифные квоты на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы, а также государственные субсидии для производителей муки. Кроме того, власти теперь смогут регулировать цены на социально значимые продукты, если они увеличатся за месяц более чем на 10%. Вместе с этим цены на подсолнечное масло и сахар были зафиксированы.
Однако вернемся к тому, что происходило в регионах ранее. Так, например, в Ростове подорожание продуктов питания по сравнению аналогичным периодом прошлого года произошло на 86,5%, пишет RostovGazeta. Больше всего взлетели цены на бобовые и крупы.
Так, стоимость гречки в Ростове увеличилась на 86,5%. По словам директора ООО ПКФ «Маяк» Любови Железной, цена на гречку выросла из-за двух факторов: подорожания доставки и дефицита из-за недостаточного посева. При этом бобовые стали дороже на 90%. «Это связано с сумасшедшей засухой в Ростовской области. К тому же подорожала солярка, электроэнергия, а отсюда возросли затраты на производство», — объяснила Железная.
Также в Ростове значительно выросли цена на морковь (35,6%), сахар (27,1%), яблоки (22,9%), подсолнечное масло (14,6%), хлеб (7,5%) и пшеничную муку (5,8%).
В Нижегородской области за 11 месяцев текущего года цены на сахарный песок взлетели почти в два раза, мука подорожала на 19,5%, макаронные изделия — на 15,4%, подсолнечное масло — на 26,4%. Рост цен в этом регионе, по информации NewsNN, превысил среднероссийские показатели. По данному факту УФАС по Нижегородской области и региональная прокуратура уже начали проверку.
При этом в Приморском крае отмечен рост цен на овощи и фрукты. Так, огурцы и помидоры, по мнению экономиста Антона Гулевича, подорожали из-за снижения грузопотока между Приморьем и КНР, в результате чего сократились поставки овощей и увеличились транспортные расходы перевозчиков. А низкий урожай в регионах-производителях стал причиной роста цен на овощи «борщевого набора»: картофель, морковь, свеклу и лук, пишет «Восток-Медиа». Фрукты же, по информации издания, подорожали из-за ослабления рубля.
В Омской области сильнее всего с начала года подорожали огурцы (+55%), помидоры (+36%), подсолнечное масло (+9,7%), картофель (+6,8%), сахар (+ 6,3%), яйца (+5%) и фрукты (+ от 4 до 11%). При этом существенно подешевела только капуста — на 9,7%. Корреспонденты издания «Город55» решили проверить, насколько официальная статистика совпадает с реальной ситуацией. Так, одни из самых дешевых яблок в «Ленте», которые раньше стоили 60-70 рублей, сейчас можно приобрести по акции, но при этом они дороже 100 рублей за кг. Мандарины по акции можно купить за 360 рублей за кг. Подсолнечное масло стоит 120-185 рублей, мука — 57-63 рубля, сахар — 59 рублей за кг.
Жители Волгоградской области тоже заметили существенное подорожание продуктов. При этом, по информации издания «НовостиВолгограда», сразу после срочных распоряжений правительства сетевикам разослали новые ценники — стоимость масла, сахара, хлеба снизилась. Хотя волгоградские магазины преподнесли это как скидки. Поэтому местные жители опасаются, что в начале следующего года цены снова увеличатся.
Руководитель фракции КПРФ в городской думе Ростова Юрий Нерсесян считает, что сложившаяся ситуация с ценами на продукты похожа на сговор сетей, так как во всех из них произошло одинаковое подорожание. Ситуация также усугубляется на фоне закрытия малого бизнеса из-за пандемии: из-за отсутствия конкуренции сети начали взвинчивать цены, говорит депутат.
Однако заместитель руководителя волгоградского УФАС Александр Великанов напомнил, что цена на продукты формируется не только торговой сетью. Ценообразование — процесс сложный и многоступенчатый. Стоимость товара в супермаркете зависит не только от наценок сети, но и от расходов производителя и активности перекупщиков. «Сеть — лишь конечное звено этой цепи, поэтому рассматривать вопросы повышения цен довольно сложно», — отметил Великанов.
Глава Союза независимых сетей России, владелец сети «Победа» Дмитрий Шадрин связывает рост цен на продукты с курсом рубля и сезонными факторами. «Во второй половине года у нас заканчивается собственный урожай, на рынок попадают импортные продукты, а мы видим, что происходит с курсом рубля», — подчеркнул он. Шадрин посоветовал потребителям не делать запасов продуктов, создавая на них ажиотаж. По его словам, ажиотажный спрос — это неуправляемый фактор, с которым еще ни разу не справилось правительство России.
«Подорожание товаров первой необходимости может говорить о том, что их производители заранее готовятся к снижению маржинальности своего бизнеса, которое связано в первую очередь с увеличением налогов. Кроме того, низкая конкуренция на всех уровнях — производственном, оптовом и розничном — увеличивает риск манипуляции ценами со стороны ведущих рыночных игроков», — пишут «НовостиВолгограда».
При этом омские ритейлеры не видят ничего критичного в повышении цен. «Это обывательские представления. Человек приходит в магазин и видит, что поднялась цена на какой-то один продукт. А когда она опускается, он этого не замечает. А статистика считает все», — отметил владелец «Торгового дома Шкуренко» Виктор Шкуренко.
Регуляция со стороны государства затронула лишь два продукта — сахар и подсолнечное масло. Сдержать их рост не так уж сложно, и на рынок это заметно не повлияет, считают ритейлеры. «Это внеэкономические меры, но мы оцениваем, что на два этих продукта мы сможем выставить рекомендованные цены. На нас оказывают давление, я не скрываю, но нам обещают, что и отпускная цена на заводах-производителях тоже снизится для нас», — отметил Шкуренко.
Он считает, что ситуация вокруг цен экзальтирована заявлениями властей, и широкая дискуссия вокруг этих продуктов — больше политическая спекуляция, нежели экономическая проблема. «Периодически случается такой всплеск внимания государственным органов к ценам. Сейчас очередной такой всплеск мы переживаем, потом все вернется на круги своя. Когда государство начинает уделять повышенное внимание ценам, тогда и начинается ажиотажный спрос», — соглашается с ним Шадрин.
При этом опрошенные эксперты видят негативные последствия от административного регулирования цен на продукты. Так, экономист Олег Рой считает, что это в дальнейшем приведет к еще большему взлету цен. По его словам, влиять на ситуацию лучше экономическими мерами, например, повышая таможенные пошлины, либо с помощью иных барьеров для экспорта. Рой также отметил, что с протекционизмом легко переборщить. Всегда есть риск, что производители, которым препятствуют торговать по мировым ценам, просто снизят объемы производства внутри страны, чтобы не работать в убыток. Кроме того, экономист напомнил про антисанкции, которые удорожают многие товары за счет отсутствия более дешевых импортных аналогов.
«Планы государства о заморозке цен смутили многих экономистов: эксперты считают, что в долгосрочной перспективе такой подход может привести к дефициту определенных продуктов и росту цен на другие товары. В краткосрочной перспективе смысла в заморозке тоже не много — после того, как регулирование прекратится, цены догонят инфляцию и снова поднимутся», — пришли к выводу журналисты издания «Наш город».
Экономист Виктор Молоканов также соглашается, что фиксирование цен — это популистская мера. «Никогда и нигде оно не приводило к тому, что те блага, цены на которые зафиксировали, становились доступнее. Такой товар либо исчезает из продажи, либо ухудшается его качество», — говорит он. Эксперт считает, что также регулирование может повлечь уменьшение литража подсолнечного масла, а сахар начнут хуже очищать.
«Когда государство начинает регулировать цены, это уже не рыночная экономика, и, в конце концов, все приходит к талонам и распределению», — добавил Молоканов.
Любые ограничения розничной стоимости товаров вынуждают производителей снижать издержки, то есть использовать худшее сырье, «колдовать» с объемом тары, применять суррогаты. В таких условиях на полках магазинов увеличится доля фальсификата, а бедные слои населения окончательно перейдут на питание просроченными продуктами, распродающимися «по акции», сообщают «НовостиВолгограда».
«Критически росли цены именно на хлеб, масло и сахар не случайно — качество снижать некуда, заменять сырье на низкопробное уже не на что: оно либо не существует, либо уже в работе — в убыток торговать никто не собирается. Минэкономразвития собирается выровнять цены на уровне ритейлеров и ввести заградительные пошлины на экспорт — о какой-либо реальной инвестиционной поддержке речи не идет. Под давлением ритейлеров производители уронят цены за счет качества, а министры запишут эту „победу“ на свой счет», — считает «Незыгарь».