В СПЧ считают, что к ответственности по данной статье должны привлекаться только те лица, которые имеют доступ к секретным государственным сведениям.
“Мы с моей коллегой Екатериной Винокуровой планируем попросить президента об этом”, - прокомментировала “Интерфакс” член совета Ева Меркачева.
Сейчас, поскольку состав статьи не конкретизирован, под нее может попасть любой человек, который общается с иностранцами, причем не важно, по личной инициативе или по служебной обязанности. При этом многие могут даже не подозревать, относится ли информация, которую они обсуждают, к гостайне, или нет. В результате под уголовным преследованием зачастую оказываются журналисты и ученые, добавила Меркачева.
В качестве примера она привела дело бывшего журналиста “Коммерсанта” и “Ведомостей” Ивана Сафронова, арестованного летом этого года по подозрению в госизмене. Весной он был назначен советником главы Роскосмоса, но в новой должности не имел доступа к секретной информации.
“Сегодня мы почти ничего не знаем о его деле, но есть основания полагать, что его преследуют именно из-за расплывчатости формулировки”, - отметила представительница совета. Меркачева не исключает, что на журналиста могли выйти сотрудники иностранных агентств, но сам журналист вряд ли подозревал, какая информация относится к гостайне, считает она. “Я полностью убеждена, что наши спецслужбы должны ограждать ученых и журналистов от подобных сомнительных контактов”, - сказала она.
Как добавила Винокурова, в противном случае по данной статье можно посадить всех журналистов, у которых есть знакомые иностранцы, весь совет по правам человека и многих других граждан, кто хоть раз контактировал с иностранцами. Она напомнила о деле жительницы Сочи Оксаны Севастиди, которую сначала осудили по статье за госизмену, а затем ее оправдал Путин. Севастиди признали виновной в разглашении гостайны за то, что она отправила своей знакомой в Грузию сообщение о передвижении российских войск в Абхазию. При этом, по мнению представителя СПЧ, к гостайне не может относится информация, которая есть в открытом доступе.
Напомним, журналиста Сафронова арестовали 7 июля. На днях суд продлил его арест еще на три месяца - до 7 марта. Журналиста обвиняют в работе на чешские спецслужбы: Сафронов якобы сливал им информацию, предназначенную для американских военных. Сам Сафронов свою вину не признает, заявляя, что у него не было доступа к секретной информации. Сейчас журналисту грозит до 20 лет.