Проблема расизма в США довольно занятным образом отразилась на «российской общественности», которая вдруг в немалом количестве оказалась на стороне «белых братьев». Нет, разумеется, никто (почти никто) не призывает сжигать чернокожих на кострах – до Ку-клукс-клана дело не доходит, но люди напрочь отказываются понимать, «что вообще эти черные там хотят». Там и тут раздаются реплики, типа, «да они там уже задолбали – они и так в каждом фильме главных героев играют, чего им еще нужно?»
Я вырос, видимо, в очень хорошем окружении, поэтому никакими идеями национального или расового превосходства не был заражен. У нас на факультете (ВГУ) учились ребята из разных стран Африки, и отношение к ним было обычным – никому не приходило в голову разбираться в «цветовых характеристиках кожи и волосяного покрова». Скорее наоборот, это были самые голодные годы – 1987-1993 – и это мы, россияне, были париями. Помню, у нас был такой Бадо-Бассио из Буркина-Фасо – у этого парня было отличное чувство юмора, он был непременным участником местных КВН. Мы тогда шутили: «Бадо, когда ты вернешься в Буркина-Фасо и станешь там президентом, возьми нас в лакеи – мы будем тебе шнурки на ботинках завязывать». Но в конечном итоге Бадо выучился и уехал не в Буркина-Фасо, а в Швецию, а мы, белокожие, остались тут в России – завязывать шнурки местным депутатам и чиновникам.
В мультике «Южный парк» есть серия, посвященная расовой проблематике. Там черный мальчик Токен пытается объяснить своим одноклассникам, в чем проявляется расовая дискриминация. Кончается этот мультик тем, что белый мальчик Стэн Марш подходит к нему и говорит: «Знаешь, я никогда не смогу понять, что ты чувствуешь». И черный мальчик Токен ему отвечает: «Вот теперь ты все понял».
К чему это я? К тому, что и я тоже не понимал расовой проблемы. Точнее, понимал ее на уровне общей логики, но почувствовать не мог. А потом все изменилось.
В 25 лет я приехал в Москву и оказался здесь на положении «людей второго сорта». Как я уже ранее говорил, я вырос в деревне в Воронежской области, и только в 10 классе я смог переехать жить в Воронеж. Поэтому у меня южный диалект – я неправильно произношу звук «г» – примерно так, как это делает Михаил Сергеевич Горбачев. Это типичное южное «гыканье», которое в Москве или Питере сразу выдает тебя с потрохами. Тем более, что я оказался в МГУ (как – это уже другая история), а там у людей четкий слух на такие вещи.
И вот, как говорится, «в один прекрасный день» сидел я в столовой и вдруг услышал в свой адрес такую фразу (одна девушка говорила другой): «Ты с Шульгиным общаешься? Он же воронежская лимита». Не могу сказать, что мир перевернулся, но я точно получил удар обухом по голове.
Потом такие удары последовали один за другим. И только тогда, оказавшись сам в этом положении человека второго сорта, я постепенно начал осознавать, как чувствуют себя черные в США, как чувствовали себя евреи в фашистской Германии, как чувствует себя любой нормальный человек, попадающий в ненормальную среду обитания.
Когда я закончил обучение в МГУ, мой научный руководитель (он, кстати, относился ко мне очень хорошо) пожал мне руку и сказал на прощание: «Надо тебе было на москвичке жениться». Виноват, не ухитрился я как-то, не хватило деревенского очарования…
Ты становишься человеком второго сорта, потому что у тебя не тот (белый, желтый) цвет кожи, потому что тебе не повезло родиться в нужном месте и в нужное время, потому что ты веришь не в тех богов, в которых следует, потому что в твоем паспорте (это только для России) в разделе «Место жительства» не значится город Москва и т.д.
И когда я слышу реплики, типа, «Эти черные и так уже везде поналезли – в университеты их берут, места им выделяют, оскорблять их нельзя и т.д., и т.п.» в моей голове подобные фразы отзываются их московскими близнецами: «Понаехали! Москва не резиновая! От этой лимиты деваться уже скоро будет некуда! Куда милиция (полиция) тока смотрит!»
Или, когда доброхоты начинают подсказывать: «Да ты позолоти ручку кому надо, и тебе поставят временную регистрацию сразу на пять лет». Мне почему-то сразу вспоминается Сара Ректор. Жила когда-то в Оклахоме черная девушка, а когда на ее земле обнаружили нефтяное месторождение, она стала «самой богатой цветной девушкой в мире» в 12 лет. Учитывая ее богатство, законодательный орган штата Оклахома принял специальный закон, объявивший ЧЕРНУЮ Сару Ректор БЕЛЫМ человеком, в результате чего она смогла пользоваться благами белых американцев, например, ездить первым классом в поездах. (спасибо за подсказку Irina Masalytina)
Да, я очень хорошо понимаю проблемы расизма в США, потому что прошел эту школу на своей собственной белой шкуре. И я так же хорошо понимаю, что прав был Стэн Марш из «Южного парка», который честно признался, что никогда не поймет этого. Это нельзя понять, пока вы сами не окажетесь в положении парии. Но этого я не могу пожелать ни своим друзьям, ни знакомым, ни незнакомым людям. Поэтому, просто поверьте нам на слово – есть такая проблема.
Оригинал здесь