По мнению Родионовой, финансовые санкции за экологические нарушения настолько низки, что они совершенно не стимулируют предприятия внедрять технологии, уменьшающие выбросы в окружающую среду.
«Экологические штрафы — побуждающий механизм, они самые маленькие в стране. Ни у одного контрольного органа, ни по одному направлению закона нет: ни у Роспотребнадзора, ни у Ростехнадзора, ни у кого — нет таких мизерных и смехотворных штрафов», — цитирует «Коммерсант» заявление Родионовой.
По мнению чиновницы, с объемами вредных выбросов в России следует бороться повышением штрафов. Еще одним механизмом может стать действенная система мониторинга, а также разработка на предприятиях комплексных экологических планов.
Особенно тревожная обстановка складывается в Кемеровской области, где заводы в 2019 году выбросили в атмосферу больше загрязняющих веществ, чем весь Северо-Западный федеральный округ.
В Костромской области, где Минобороны отравило разлившимися нефтепродуктами целый гектар леса вблизи населенных пунктов и питьевых источников, проблема не решается уже несколько лет. Не удается властям искоренить и многочисленные подпольные углежоги — ядовитые заводы по производству древесного угля для шашлыков. Как отмечают экологи, владельцам токсичных производств сегодня намного выгоднее заплатить небольшой штраф, чем устанавливать на пиролизных установках дорогостоящие системы очистки.