Дарья Вознесенская
Напомним, что конфликт возник после того, как дочерняя фирма «Башкирской содовой компании» заключила договор аренды лесного участка на горе Куштау для геологоразведочных работ и начала там вырубку леса. Противостояние активистов, которые разбили на шихане палаточный лагерь, длилось около двух недель. Оно доходило до стычек с полицией и сотрудниками частного охранного предприятия. В результате порядка 90 человек были задержаны.
16 августа к горе прибыл глава Башкирии Радий Хабиров, который дал обещание не разрабатывать Куштау, пока не будет найдено компромиссное решение. Вскоре в ситуацию вмешался и президент России Владимир Путин. «Я думаю, что люди, которые обратили на это внимание и которые выразили свое недоверие тому, что делается на месте, в значительной мере правы, и нечего доводить до каких-то конфликтов, нужно просто вести диалог с людьми», — сказал он.
Также был создан Координационный совет по вопросам защиты Куштау. Сейчас в него входят более 20 человек, в том числе экологи, ученые и политологи. Сначала совет возглавил Урал Байбулатов. Однако вскоре он снял свою кандидатуру — тогда пост председателя занял электромонтажник Рамис Теляпкулов. «Инициативу я не проявлял. На одном из совещаний были люди, которые предложили мою кандидатуру и просто вынесли ее на голосование. Так меня и выбрали», — рассказал он в интервью Mkset.ru.
Главное требование активистов — создание на Куштау особо охраняемой природной территории — уже удовлетворено. Чем же Координационный совет занимается сейчас? По словам Теляпкулова, необходимо довести защиту шихана до конца. Так, открытым остается вопрос о придании Куштау статуса национального парка. Кроме того, идет работа по апелляции задержанных, подаются жалобы на сотрудников ЧОПа и правоохранителей. Также совет занимается организацией встреч с учеными по безизвестняковому производству соды.
Сейчас палаточного лагеря на горе нет, но он может вернуться в любую минуту, если не будут выполнены оставшиеся требования активистов. В частности, речь идет об отзыве разрешительной документации на добычу известняка из горы Куштау и на рубку леса, о привлечении к ответственности участников нападения на защитников шихана, а также об отставке главы Ишимбайского района Азамата Абдрахманова.
Теляпкулов рассказал, что готов работать в содействии с главой Башкирии, если он будет слышать людей и решать экологические проблемы. Председатель Координационного совета считает, что вмешательство Хабирова в ситуацию с Куштау было единственным выходом. «Это было правильное решение. Страшно представить, чем бы все это закончилось, поступи он иначе», — говорит Теляпкулов.
Он не исключил, что в случае успеха защиты Куштау, Координационный совет продолжит работу в других направлениях. «У нас в республике, куда ни ткни, везде экологические проблемы, причем эти вопросы довольно-таки острые. Взять, к примеру, Абзелиловский район, потом Баймак, Сибай — там тоже довольно-таки серьезные проблемы экологические», — считает председатель КС.
По словам Теляпкулова, промышленные предприятия вообще не должны на Зауралье вести какую-либо антиэкологическую разработку. Помимо того, что они наносят ущерб природе, так они еще и не вкладываются в развитие городов. «Они знают компромиссы, но они не хотят на них идти. Это связано либо с тем, что нужны какие-то вложения в модернизацию, производство, либо просто потеря, может, какого-то времени», — отметил он.
Главный редактор популярного в Уфе издания Mkset.ru Тимур Алмаев считает, что Координационный совет необходим как минимум для того, чтобы довести историю с Куштау до логического завершения.
«Главное требование я считаю выполненным — на Куштау создана особо охраняемая природная территория. Тем не менее, по остальным вопросам, пока особых успехов нет. Власть не спешит выполнять другие требования, а у Координационного совета, похоже, нет плана, как их отстаивать. Думаю, есть вероятность, что про оставшиеся требования просто забудут. Тем более что география деятельности совета активно расширяется и больше не ограничивается только Куштау», — рассказал «Новым Известиям» Алмаев.
Он также считает, что в скором времени Координационный совет может трансформироваться во что-то большее и официальное: общественное движение или политическую партию. «Это было бы вполне логичным. А дальше уже все будет зависеть от членов совета. Пока они только озвучивают проблемы, но не предлагают пути их решения. Если вслед за критикой последуют конкретные, конструктивные предложения, то вполне вероятно, что деятельность совета окажется востребованной по всей Башкирии», — отметил собеседник.