Пожары служат прикрытием для незаконных вырубок лесов в Сибири и на Дальнем Востоке

9 сентября 2020, 13:56
Бережно относящийся к своим ресурсам Китай не щадит леса России. Поднебесная зарабатывает огромные суммы на перепродаже древесины. И пока легальный бизнес встал на паузу из-за пандемии коронавируса, нелегальный — продолжает процветать, уничтожая природу.

Дарья Вознесенская

В России насчитывается около 25% мировых запасов леса. Крупнейшим покупателем является Китай, куда поступает порядка 20 млн кубометров ежегодно. Основные лесные ресурсы находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. Сорта деревьев и древесины там во многом схожи с теми, что произрастают в Китае.

На экспорт из Приморья идут монгольский дуб и маньчжурский ясень, которые ценятся за красивый рисунок на срезе. Если экспортировать их по правилам, то это довольно не просто, говорит предприниматель из Приморья в области переработки древесины Лариса Бутенко. Необходимы специальные разрешения по форме СИТЭС (конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). То есть, сначала проверяются документы на древесину, а затем она вывозится в Китай.

Однако из-за коронавируса легальный лесной бизнес несет убытки. Закупщики приморской древесины из Китая, живущие в России, перед началом пандемии уехали в Поднебесную встречать восточный новый год, но попасть обратно уже не смогли из-за закрытия границ. Поэтому количество оптовых покупателей снизилось, предложение превысило спрос, из-за чего цены на кругляк уменьшились. В таких условиях работать крайне невыгодно, отмечают участники рынка.

Кроме того, в Приморском крае деревопереработчики снизили темпы работы. Все дело в том, что на границе с Китаем из-за ограничительных мер образуются огромные очереди из фур. Еще недавно машины с лесоматериалом простаивали на границе неделями, принося тем самым огромные убытки, рассказывает Бутенко. По ее словам, задержки в транспортировке происходят и сейчас. Из-за этого древесина в фуре может испортиться.

«Все это вместе привело к тому, что лесозаготовка стала либо убыточной, либо на грани рентабельности», — говорит приморская предпринимательница. Поэтому пока некоторые бизнесмены поставили свою деятельность на паузу.

По словам Бутенко, без ущерба экосистеме в Приморском крае можно вырубать 7 млн кубометров леса. Сейчас же пилится порядка 4,5 млн кубометров, сообщает «ВостокМедиа». Но это лишь официальные цифры, не учитывающие незаконные вырубки.

В статье «Китайское присутствие в России: промежуточные итоги» говорится, что в Приморье ежегодно нелегально вырубается до 1,5 млн кубометров древесины, что приносит теневым структурам порядка 150 млн долларов. Эта цифра сравнима с половиной годового бюджета края. Для увеличения дохода и легализации вывозимой древесины занижаются цены, объемы и качество поставок, используются двойные счета и фирмы-однодневки.

«Черные» лесорубы выявляются в Приморье постоянно. Так, в 2018 году в Приморье была пресечена преступная деятельность транснациональной группы, которая занималась контрабандой леса в Китай. В общей сложности «бизнесмены» незаконно вывезли более 20 тысяч кубометров дуба и ясеня — более чем на 450 млн рублей. Для этого злоумышленники формировали пакет фиктивных документов, а также подавали таможенные декларации от имени фирм-однодневок. Несколько участников преступной группы уже получили условные сроки.

Кроме того, в начале 2019 года сотрудники Дальневосточной оперативной таможни и ФСБ по Приморскому краю выявили контрабанду почти 15 тысяч кубометров ценных пород леса, которые вывозились в Китай по поддельным документам. Предприниматели использовали местную фирму, от имени которой заключили внешнеторговый контракт с китайской компанией. При декларировании леса злоумышленники предоставляли недостоверные данные о происхождении экспортируемого товара. В результате в Китай было вывезено 14,7 тысячи кубометров пиломатериалов дуба монгольского и ясеня маньчжурского на 691,5 млн рублей.

Это лишь пара примеров того, что происходит регулярно. И это только то, что выявляется. Страшно представить настоящие масштабы бедствия. Еще страшнее — «зачистки», которые проводят «черные» лесорубы, чтобы скрыть преступления. Как показала практика прошлогодних пожаров в Сибири, к возгораниям в лесах причастны «черные» лесорубы.

Возможны несколько вариантов. Первый — «черные» лесорубы заметают следы незаконной вырубки леса с помощью поджогов, то есть горят уже не леса, а то, что от них осталось. Второй — заинтересованные лица специально поджигают леса, при этом пожар почти не затрагивает стволы деревьев. Это им необходимо, чтобы по более низкой цене получить контракт на санитарную вырубку «сгоревших» деревьев. На деле же — они отправляют непострадавшую древесину в Китай по той же цене.

Первой о том, что пожары служат прикрытием для незаконных вырубок, заявила на тот момент председатель Счетной палаты Красноярского края Татьяна Давыденко. «Там, где не тушат пожары, это кому-то нужно. Значит, нужно скрыть либо воровство леса, либо какую-то еще свою преступную деятельность», — говорила она.

Позже глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отметил, что очаги возгорания совпадают с местами, где до этого фиксировались вырубки «черных» лесорубов. Эту версию в 2019 году подтвердила и Генпрокуратура. По данным ведомства, только за первое полугодие были зафиксированы 27,3 тысячи нарушений законодательства в сфере лесопользования.

При этом складывается впечатление, что такая деятельность ведется с молчаливого согласия региональных чиновников. Иначе как объяснить, что с марта по август 2019 года они не приняли мер по ликвидации возгораний в лесах Сибири, в связи с чем пожары распространились на значительные территории, сообщает Следственный комитет.

Но Россия не одинока в этой проблеме. Абсолютно зеркальная ситуация происходит и на другой стороне земного шара — в Бразилии. По данным местного Национального института космических исследований, с января по август 2019 года пожары уничтожили более 1,8 млн гектаров лесов Амазонии, расположенных на территории Бразилии. Помимо пожаров, амазонская сельва также страдает от незаконной вырубки, в результате чего площадь лесов сокращается на тысячи квадратных километров ежегодно.

Как пишет «Газета.ru», наиболее вероятная причина возникновения очагов — деятельность местных жителей, которые зачищают лес под свои фермы и добывающие предприятия. При этом руководство страны им не препятствует.

Стоит отметить, что пожары на Амазонке наносят урон всей планете, так как там растут уникальные леса, способны предотвратить худшие последствия изменения климата.

#Экономика #Новости #Дальний Восток #Китай #Пожары #Экология #Лес
Подпишитесь