Дарья Вознесенская
Причины покупки транспортных средств в Армении до боли просты и понятны: дешевая растаможка (10% против 48-54% в России), низкий транспортный налог по месту регистрации и приятный бонус — в виде отсутствия иностранных номеров в базе ГИБДД России, благодаря чему владельцы таких авто не получают штрафы.
«Отлов» водителей на машинах с армянскими номерами начался в январе 2020 года с Нижневартовска. Там таможенники изъяли «Тойоту Камри» у владельца. Вернуть транспортное средство обещали за 800 тысяч рублей — нет, это не взятка, это разница таможенных пошлин в России и Армении.
В марте волна изъятий докатилась до Северодвинска, где забрали два авто. В июне в Кургане задержали уже пять машин. В июле охота на «нарушителей» дошла до Челябинска, а затем коснулась Ставрополья и Краснодарского края, где число изъятых авто исчисляется сотнями. В ГИБДД объясняют: все нарушители якобы ездят на авто, зарегистрированных недолжным образом. Хотя машины поставлены на учет правильно, но на территории другой страны — Армении, которая входит в Евразийский таможенный союз.
«У жены автомобиль на армянских номерах. Куплен в октябре 2018 года. У нас начались просто облавы на дорогах. Машины отбираются. Ставятся на штрафстоянки. В Кургане и Челябинске уже есть факты быстрой продажи арестованных машин через аукционы. Что нам предпринять сейчас? Как действовать? Абсолютное большинство из нас законопослушные приобретатели. И пользовались той возможностью, которое государство давало на тот момент. Получается, что более трети миллиона семей могут остаться без транспортных средств только потому, что кто-то где-то накосячил», — написал на открытой площадке в интернете Андрей Третьяков.
«Сам владею авто на армянском учете, и при покупке авто не было никаких ограничений и правил, а тут опомнились… Люди не от хорошей жизни поехали туда за машинами, а потому что тут „помойки“ (авто среднего сегмента) за непомерные деньги впихивают, когда интереснее за небольшую сумму взять надежное японское авто», — добавил Иван Калашников.
При этом россияне, купившие авто в Армении, все как один рассказывают, что перед покупкой спрашивали у таможенников, смогут ли они беспрепятственно ездить по России, не грозит ли им чего за это. Их уверяли, что все будет хорошо. Сейчас число владельцев авто с армянскими номерами составляет в России порядка 300 тысяч. И теперь они стоят перед сложным выбором, в котором ничего хорошего нет: проходить растаможку в России, которая будет стоить в 2-3 раза больше самого автомобиля, продавать машины в Армении по крайне низким ценам из-за перенасыщения рынка, либо отдать транспортное средство на разборку.
Жительница Ставропольского края Алла Амирханян рассказала NewsTracker, что решила приобрести авто в Армении из-за соотношения «цена-качество». При таможенном досмотре на посту «Грузия — Россия» (Верхний Ларс) она поинтересовалась, как ей поступить, чтобы не возникло проблем. На что ей ответили, что в рамках таможенного союза ей «в зеленый коридор», единственное — необходимо оформить страховку.
«Какое-то время я была счастливой обладательницей автомобиля из Армении. Но в начале июля начались волнения, штрафы, и мы оказались пострадавшей стороной», — отметила Амирханян.
С 2017 года транспортные средства, зарегистрированные в Республике Армения и ввезенные на территорию России, до сегодняшнего дня являются товарами таможенного союза для личного пользования, говорит юрист Давид Паразян. Однако в ГИБДД считают, что владельцам необходимо задекларировать данный товар и заплатить разницу таможенной пошлины, уплаченной в Армении, и единой таможенной пошлины, утвержденной ЕАЭС.
По словам Амирханян, она приобрела автомобиль 2012 года выпуска за 400 тысяч рублей. Теперь, чтобы растаможить машину в России, ей необходимо заплатить порядка 900 тысяч рублей. Таким образом, авто обойдется уже в 1,3 млн рублей — именно столько стоит новая машина этой марки, говорит Амирханян.
В противном случае ее, как и других владельцев армянских авто, привлекут к административной ответственности по ч. 1 статьи 12.1 КоАП (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке). Она влечет штраф в размере от 500 до 800 рублей, при повторном задержании — 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Кроме того, при отсутствии таможенных документов владельцу авто с армянскими номерами грозит штраф в размере 500 рублей с задержанием транспортного средства (ч. 1 статьи 12.3 КоАП — управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД).
Однако владельцы армянских авто считают, что сотрудники ГИБДД не в праве применять к ним данные санкции. В петиции под названием «У нас хотят отобрать машины», которую они создали на сайте Change.org, говорится, что «все граждане России, купившие автомобили в Республике Армения, имеют при себе свидетельство о регистрации транспортного средства, оформленное на граждан Российской Федерации».
«Таможенные органы должны были обязать граждан России декларировать купленные ими транспортные средства в Республике Армения прямо на посту таможенной службы „Грузия — Россия“, и оформлять временный ввоз транспортных средств на территорию РФ. Но данные действия со стороны таможенной службы не проводились, поэтому ни у одного гражданина России, купившего транспортное средство в Республике Армения, нет документов, подтверждающих временный ввоз, и налоговой декларации», — сообщают пострадавшие автовладельцы.
В петиции они предлагают правительству предоставить упрощенную систему регистрации автомобилей в России с уплатой государственных пошлин, разрешить постановку машин на временный учет, а также объявить мораторий на изъятие транспортных средств.
«Мы приобрели автомобили в Республике Армения, привезли их на территорию РФ, прошли все таможенные посты: это армяно-грузинская граница и грузино-российская граница. Таможенники выполнили все свои процедуры и беспрепятственно выпустили нас на территорию РФ, гражданами которой мы являемся, чтобы мы могли пользоваться своим имуществом. Пользовались мы сравнительно недолго: с 2017 по 2020 год. А летом стало известно, что наши ТС считаются иностранными товарами и подлежат таможенному декларированию. Я как юрист, изучив законодательство в этой области, понял только одно — есть просто коллизия в нормах права», — рассказал Паразян.
Он считает, что требование о растаможке незаконно. «Потому что вопрос таможенного декларирования — это наше право. Мы можем наше право использовать, а можем не использовать», — отметил юрист.
Юрист, правозащитник, руководитель «Центра помощи автомобилистам» Сергей Кузин также полагает, что имеет место некорректная работа Федеральной таможенной службы. По его мнению, в России должна быть создана единая автоматизированная система. «Таможенная служба, когда пускает автомобиль с иностранными номерами в Россию, должна собрать необходимые данные о человеке, который на нем въезжает на территорию страны. То есть, нужно привязать номер автомобиля к живому человеку, нужно взять информацию о месте его проживания, куда ему штрафы будут приходить. И когда человек захочет покинуть территорию России, выпустить его, только если он оплатит все эти штрафы», — поделился Кузин в разговоре с «Новыми Известиями».
Подобная схема была предложена еще в 2013 году. Тогда планировалось создать единую базу данных, куда ФТС будет вносить данные о пересекающих границу машинах. Камеры ГИБДД тогда смогли бы устанавливать по иностранным номерам владельцев машин и выписывать штрафы. Однако до сих пор это не сделано.
Но проблема - не только в дорожных штрафах. Под российские таможенные пошлины выстроена целая система расчетов и отношений - как с бюджетом, так, например, с мировыми автопроизводителями, которые открывают свои заводы в России под обязательства государства пресекать массовый ввоз бэушной техники из других стран и других рынков. Армянская "самодеятельность" наносит ощутимый урон этой системе.
Ну а кроме того, ездить на авто с иностранными номерами - абсурд для любой уважающей себя страны. Законы, в том числе и таможенные, должны быть едины для всех граждан.