Posted 5 сентября 2020,, 09:25

Published 5 сентября 2020,, 09:25

Modified 7 марта, 14:50

Updated 7 марта, 14:50

Российская национальная цель - побороть бедность

Российские национальные цели: к чему стремится страна в ближашие 10 лет

5 сентября 2020, 09:25
Фото: twitter.com
Российская национальная цель - побороть бедность
Через месяц после опубликования Президентом РФ указа о национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года правительство обнародовало цифры по каждой из них. «Новые Известия» вместе с экспертами изучали, каким образом власти намерены «сказку делать былью».

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

В указе президента национальные цели были определены достаточно обще и укладывались в короткую фразу: всё о людях и немного о цифровизации. Месяц правительство работало над заданием главы государства и вынесло в паблик набор экономических показателей, которые должны привести страну к намеченным целям. Телеграм-канал «Незыгарь» стал платформой, которая разместила план развития страны на следующие 10 лет. Единый план по достижению целей включает в себя многое: нацпроекты, федеральные проекты, общенациональный план действий по обеспечению занятости.

Пока правительство предоставило только проект, в котором расписаны первые пять лет по годам, далее даётся показатель 2030 года. Некоторые клеточки пустые, некоторые данные отсутствуют или дорабатываются. Но ответственные определены, и главные цели поставлены. Поэтому уже сейчас можно понять, какой станет в 2030 году прекрасная Россия будущего. "Новые Известия" рассмотрели этот план по целям.

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей

По мнению наших экспертов, в план вошли «верхние значения» демографических данных по продолжительности жизни и росту населения. Это означает, что правительство предпочло оптимистический прогноз пессимистическому или даже среднему. По этим цифрам общий прирост численности населения страны, включая рождаемость и миграцию, увеличится в 2024 году до 67200 человек, а в 2030 году до 126600 человек. Конечно, государство и специалисты желают роста численности населения, говорит Алексей Ракша, независимый демограф, в недавнем прошлом занимавший должность советника в Росстате, но этот вариант далек от реальности:

- В плане заложен резкий рост миграции и рост рождаемости. Если даются такие цифры, то рост рождаемости закладывается повсеместно, особенно в тех регионах, где сегодня рождаемость самая низкая.

Такой резкий рост рождаемости возможен, если государство будет предпринимать экстраординарные меры. Например, выплачивать миллион или два миллиона за рождение третьего ребёнка. Кроме того необходимо, чтобы экономика в стране пошла резко в гору, начали расти доходы населения, хотя бы так, как это было в нулевых годах, а курс доллара и евро упал. Если наступит геополитическая стабильность, и русский мир расцветёт, все эти события произойдут одновременно, тогда значения демографических показателей из такого радужного и уже несбыточного высокого варианта прогноза, обозначенные в планах, могут стать реальностью.

Рождение вторых и третьих детей – основа прироста населения, сильно зависит от роста предполагаемых доходов и от очень грамотной демографической политики, которая, к сожалению, в нашей стране сильно хромает.

Очевидно, что действенным механизмом является выплата материнского капитала. Но, чтобы этот инструмент работал и стимулировал рождение второго и третьего ребёнка, выплачивать его следует при рождении вторых и третьих детей. У нас же материнский капитал положен при рождении первого ребёнка в семье. По сути, это раздача денег, а не материальное стимулирование рождаемости. Вместо увеличения материнского капитала ввели пособия по бедности. Такие действия больше напоминают поддержание штанов, к демографии это имеет мало отношения, говорят эксперты.

План достижения национальной демографической цели предполагает, что суммарный коэффициент рождаемости даже в этом году составит 1,52 ребёнка на женщину. Алексей Ракша говорит, что в этом году рождаемость ожидается в диапазоне от 1,45 до 1,49 со снижением в следующем году из-за коронакризиса.

Для этого есть объективные причины: пандемия COVID-19, падение доходов семей, страх перед будущим. Тем не менее, Росстат заложил в план реализации целей рост рождаемости с 2022 по 2025 годы по всем трём вариантам: и по пессимистическому, и по среднему, и по оптимистическому. Демограф Ракша предполагает, что проблема в самом статистическом ведомстве.

- Видимо, в Росстате началась внутренняя цензура. Им не разрешают давать прогнозы ниже определенного уровня. Просто, видимо, запрещают: нет, нельзя, не согласовано. Прогноз необходимо согласовывать в министерствах. Естественно, что министерства недовольны пессимистическими оценками. Поэтому цифры начинают отрываться от реальности. В бытность главным прогнозистом Росстата мне было запрещено рисовать миграционную убыль в низком варианте прогноза.

Если в стране всё будет хорошо с экономикой, то высокий вариант, заложенный в планах, возможен. Но необходим и низкий вариант, который должен исходить из того, что всё будет плохо. Я предполагаю, что низкий вариант Росстата будет выше реального.

Правительственные цифры пышут оптимизмом и в отношении продолжительности жизни. Несмотря на COVID и падение экономики, по прогнозам составителей "плана" в этом году продолжительность жизни останется такой же, как и в прошедшем, а в 2021 ещё и вырастет на полгода. К 2030 году россияне будут жить в среднем на 5 лет дольше, чем сейчас.

Алексей Ракша ожидает в этом году продолжительность жизни в диапазоне от 72,4 до 72,9 года.

Сомнения у экспертов имеют под собой основание. За первое полугодие 2020 года убыль населения составила 217 тысяч человек. Правительственный план предполагает, что население сократится в этом году на 158 тысяч человек. Если это так, то за оставшееся полугодие прирост населения должен составить 62 тысячи человек.

- За за июль естественная убыль населения составила 50 тысяч человек, за август я ожидаю около 25-30. Итого только за 2 самых благополучных в годовом цикле месяца минус 75-80 тысяч превышения числа умерших над числом родившихся. Конечно, миграционный прирост не компенсирует такую естественную убыль, и за 2 оставшихся месяца лета сокращение общей численности населения РФ продолжится. Соответственно, вероятность того, что за оставшиеся 4 месяца вдруг случится мощнейший миграционный прирост, близка к нулю, - говорит Алексей Ракша.

Если осенью границы опять закроются из-за второй волны, и эта оптимистическая цифра будет скорректирована вниз.

Борьба с бедностью

Улучшение жизни населения и увеличение реальных доходов – это главная цель любой современной экономики. Согласно правительственному плану, уровень бедности в стране через 10 лет должен сократиться в два раза. Это возможно, говорят специалисты, если темпы роста ВВП будут на уровне 3,3% и выше. Такой рост обеспечит увеличение и заработных плат, и доходов населения. И даже если зарплаты при таком росте точно вырастут, то над доходами придется очень много работать.

Второе условие снижения уровня бедности – это создание нового подхода к поддержке и социальной помощи. Власти планируют создать новый институт социального казначейства. Смысл его – понять баланс расходов и доходов каждой семьи. Это позволит предлагать индивидуальные меры поддержки. Одни получат социальную помощь, другие – социальные контракты. Социальные контракты предполагают дополнительное образование, переквалификацию, помощь в организации своего бизнеса.

- Эти программы есть, но мы должны получить четкое понимание, кому мы помогаем, как скоро мы помогаем и сколько, в каких объемах мы помогаем. Пока это все находится в пере и чернильнице. Можно сколь угодно много говорить о планах, но сегодня предпосылки выглядят достаточно неопределенно. Но здесь по крайней мере понятно, куда двигать и как добиваться. Первое – это обеспечение экономического роста от 3% и выше, потому что такой рост создает материальную основу целевой, адресной социальной помощи. Разговоры идут с середины 90х годов, но сегодня мы можем видеть теоретическую возможность решения этой проблемы, - говорит Никита Масленников, руководитель направления финансы и экономика Института современного развития.

В этом году ожидается падение экономики на 3%, поэтому ни каких выдающихся успехов в борьбе с бедностью мы не получим. Успехом станет стабилизация ситуации на уровне прошлого года, но по мнению экономистов, ситуация с бедностью только ухудшится. Если взять показатели 2013 года, то по доходам населения нужно отыграть 10% падения. Это значит, что доходы населения должны расти по 1,5% в год. Но и будущий год под большим вопросом. Эксперты считают, что они не вырастут вообще.

- В реально располагаемых доходах сейчас очень плохая структура, потому что доля заработной платы относительно стабильна, доля социальных трансфертов растет, доля предпринимательских доходов – это малый и средний бизнес, самозанятые – она падает. За год эта доля сократилась вдвое. И прочие доходы населения от извоза, подработок, сдачи в аренду квартир, продажа валюты – все они тоже сокращаются. Поэтому строго говоря, когда бизнесу не дают возможности зарабатывать, для многих возникает серьезный риск, что можно сесть только на государственную иглу, - считает Никита Масленников.

Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство

По плану правительства, валовой внутренний продукт (ВВП) сократится в этом году на 4,2%, а в будущем году вырастет на 3,3%. Такой эффект после кризиса экономисты называют отскоком, или эффектом отложенного потребительского спроса. Этот эффект может продлиться всего один год. Чем глубже падение, тем выше показатели роста в следующем периоде, учит экономическая наука. Но главный вопрос – что будет дальше.

- Официальные экономисты считают, что они будут расти темпами выше 3%, 3-4%, а с 2023 года темпы роста составят 3%. Мы, независимые экономисты, считаем, что мы находимся в зоне устойчивого риска среднесрочного торможения темпов валового внутреннего продукта с темпами роста 2-2,5% на достаточно долгом горизонте до 2025-2026 годов. А это недостаточно для выполнения главного условия – снижения бедности. Возвращаясь к темпам роста нашей экономики при ее текущей структуре и текущих структурных ограничениях, в зависимости от внешней конъюнктуры, рост составит от 1,5 до 2,5% в год. Мы не видим никаких серьезных действий по изменению структурных характеристик текущей экономической модели, - заявляет Никита Масленников.

Между тем, российский бюджет уже сократился, и он будет сокращаться и в будущем году. Все незащищенные статьи бюджета, кроме социалки, уменьшатся на 10%. Существует проект, по которому даже программа «Государственное вооружение» будет порезана на 5-8%. Пространство для смягчения кредитно-денежной политики ЦБ тоже сильно ограничено возможным уровнем инфляции и другими факторами. Ниже трех процентов наступают сильные риски.

- Остается одно. Как говорил дедушка Ясин – когда нечего дать, дайте свободу.

Но со свободой сложно. Свобода и есть структурные реформы, структурная политика, деловой климат, стимулирующая деловая среда – как угодно назовите, но с этим не очень понятно, - вздыхает экономист Масленников.

«Нужно менять резко-континентальный инвестиционный климат»

Трехлетний национальный план развития конкуренции заканчивается в декабре этого года. Глава ФАС Игорь Артемьев уже признал, что выполнен он только наполовину. Так и не были приняты законы, о которых говорил президент Путин еще в 2017 году. Естественные монополии так и остались не реформированными, законопроект Об основах тарифного регулирования даже не был разработан. Именно эти законы имеют прямое отношение к структурным изменениям. Они могут стать стимулом для инвестиций частного бизнеса.

Чтобы достичь роста в 3% и выше, нужен рост инвестиций на уровне 6-7%. Инвестиции живут в деловой среде. Ее-то и нужно менять. Никита Масленников говорит:

- Для этого нужно категорически менять среду и менять резко-континентальный инвестиционный климат. Другого нет. Потому что все национальные проекты, крупные инициативы, то, что вице-премьер Белоусов внес по защите капиталовложений - это даст эффекты, но это локальные точки. Они не обеспечивают общего инвестиционного роста, не обеспечивают инновационной экономики, не обеспечивают цифровизацию. Для такого роста необходима стабильная налоговая система. А то в следующем году получается замечательная вещь – одновременно с бюджетной консолидацией намечены точечные налоговые донастройки, которые совокупно будут стоить населению и бизнесу полтриллиона рублей. Тут уж какая мотивация.

И снова малый бизнес

По данным властей, в 2020 году в малом и среднем бизнесе, включая самозанятых, будут работать свыше 20 миллионов человек. Через десять лет их число увеличится еще на пять миллионов. По торговым реестрам, пока сокращений после начала пандемии нет. «Пока» - важно слово. Пока действуют отсрочки по налогам и кредитные каникулы, пока эти поблажки не закончились, закрытий предприятий ожидать не стоит.

В общем, для развития рынка труда и развития бизнеса важны не количественные показатели, а то, чем эти предприятия занимаются. На сегодняшний день 80% российских малых и средних предприятий заняты торгово-посреднической деятельностью. Поэтому правительство должно поддерживать тех, кто занимается современным производством. Например, оффшорное программирование заработало в прошлом году 8-10 миллиардов долларов. Государство должно стимулировать экспорт. Там, как говорят специалисты, есть много чего сделать.

Пенсии: средняя температура по больнице

Пенсионеры, которые поверили президенту Путину, заявившему, что размер пенсий будет расти не ниже инфляции, будут разочарованы. Пенсии хотя и будут расти, но только в этом и следующем годах – на 2,4 и 1,2% соответственно. Начиная с 2022 года, ежегодный рост пенсий в среднем будет вокруг полпроцента.

- Цифры этого плана лукавые. Ну, провели индексацию, ну и что? Главное – соотношение между зарплатой и пенсией. Если мы не будем заниматься накопительной пенсией, дальше мы будем деградировать в силу элементарной демографии. И кроме того, нам нужно остановиться и посмотреть, а что же произошло после введения пенсионного балла, пенсионного коэффициента. С введением его мы потеряли окончательно конкретную связь между количеством лет, стажем и заработком выходящих на пенсию. Мы все усреднили. Размывание такой зависимости людей демотивирует работать «в белую»,- считает Никита Масленников.

Главное в пенсиях – не лишние 500 рублей в год, а соотношение заработной платы и размера пенсии. По Международной конвенции по минимальным социальным стандартам, коэффициент замещения, то есть, соотношение средней зарплаты и средней пенсии составляет 40%. В России этот показатель 30-31%. В развитых странах – 70%. Половина из 70% составляет накопительная часть пенсии. В России накопительная часть пенсии заморожена с 2016 года. Да и то – она составляет только 27% от всей пенсии и только для граждан моложе 53 лет.

Экономика для людей или люди для экономики

В правительственном плане многое осталось за кадром. Пока мы увидели, чего власть хочет добиться. Специалисты говорят, что теоретически выполнение некоторых из этих планов возможно. Практически без приоритетных структурных изменений в экономике достигнуть их выполнения нельзя. Качать нефть и сократить количество бедных вдвое за десять лет не получится. Это можно сделать, если принять новую модель экономики и дать людям свободу, сняв структурные ограничения роста. «А если мы этого не сделаем, то будем по-новому переписывать национальные цели. Тогда поставим задачи на 2035 год, например,» - констатирует Никита Масленников.

Если доходы населения не растут или растут очень медленно , то экономический рост приобретает самоценность. Социальной отдачи от него не будет. Показатель отдачи экономического роста – динамика роста реальных доходов населения.

Экономист считает так: «Эффективный качественный экономический рост сопровождается увеличением социальной отдачи – реально располагаемыми доходами и уровнем вложения в человеческий капитал – образование, медицину, спорт, культуру, то, что вырабатывает новые качества и дает человеку возможность больше зарабатывать. Если этого нет, то тогда господа в правительстве должны отвечать, почему этого нет. Тогда давайте сядем и поговорим».

"