Posted 12 августа 2020, 15:28
Published 12 августа 2020, 15:28
Modified 7 марта, 14:43
Updated 7 марта, 14:43
Похоже, страна вошла во вкус: трех предшествующих ей показалось мало, и останавливаться на достигнутом она не намерена. Виноват ли в этом коронавирус? Назначения и переназначения ответственных за борьбу с пандемией не приносят результатов. Едва ли не каждую неделю ревизуются правила по ограничению деятельности предприятий, банков, бизнесов и общественных мест, вконец запутавшие население.
Валерий Рубин, Израиль
На фоне неспособности органов здравоохранения справиться с ростом числа заражений (и смертей) врачи и специалисты всерьез опасаются второй волны пандемии, а не за горами осень и 1 сентября, хочешь-не хочешь, нужно открывать ворота школ.
Израильтян гнетет безработица, отсутствие денег и ясных перспектив, а также ограничения свобод. Нельзя сказать, что правительство не чувствует ответственности за кризис. Минфин и министерство экономики вчера разработали программу стоимостью 1.1 млрд шекелей с целью оживления промышленности, с акцентом на предприятия, пострадавшие от COVID-19. Правда, ее еще требуется утвердить. А между тем в министрах согласия нет. Камень преткновения — бюджет страны. Премьер Нетаньяху предлагает принять бюджет на год (с учетом срока его каденции), а его заместитель, альтернативный премьер-министр и министр обороны Ганц— на два. Казалось бы, какая разница, лишь бы был бюджет. Ан нет... Коса нашла на камень. В Кнессет внесен законопроект, чтобы вообще отложить принятие бюджета до лучших времен. Наступят ли они и как будет жить страна без бюджета? О недавних планах распространения суверенитета страны на территории Иудеи и Самарии никто и не вспоминает.
Так, виноват или нет коронавирус в кризисной ситуации? Отчасти, да. Он может стать той соломинкой, что способна переломить спину верблюду, то бишь, привести к новым парламентским выборам. Что за дела? —спрашивают израильтяне. — Правительство разбухло до неприличных размеров (36 министров и 16 их заместителей - В.Р.), а воз, как говорится, и ныне там, где был год назад.
Между тем лидер «русскоязычной» партии «Исраэль Бейтену» («Наш дом — Израиль») Авигдор Либерман полон решимости добиться свержения премьер-министра Биньямина Нетаньяху на любых предстоящих выборах, благо что идея эта витает в воздухе и активно обсуждается политологами. Поговаривают, что Нетаньяху уже принял принципиальное решение провести их в ноябре-декабре с.г. Дело за малым: нужно поднять рейтинг Ликуда, сильно пострадавший за последнее время. Как? Старым проверенным способом: объявить во всеуслышание, что на границах Израиля затаился враг и дать ему отпор. Израильтяне сплотятся вокруг правительства и сделают правильный, с его точки зрения, выбор в пользу безопасности, позабыв про треклятый вирус.
Увы, новые выборы никому не принесут желаемого результата, как уже было не раз и не два. Израильское общество расколото на «правых» и «левых», не желающих ничего и никому уступать. В этих условиях Либерман может стать арбитром, а его позиция склонить чашу весов в ту или другую сторону.
Только время покажет, прав ли Либерман, желая «убрать» с политической сцены своего бывшего босса (с июня 1996 года по декабрь 1997 года он занимал пост генерального директора министерства главы правительства). Когда его спросили в ходе интервью на армейском радио, что он имеет в виду, Либерман саркастически ответил: «Прежде всего, нам нужно поблагодарить Нетаньяху за все, что он сделал, а затем отправить его домой. Вот и все. Достаточно! Я думаю, что перед нами премьер-министр, который не выиграл выборы последовательно в трех разных случаях. Он связал себя с провалами в экономике и здравоохранении'».
Означает ли это, что Либерман фактически перешел Рубикон и открыто стал на сторону Ганца в противостоянии того с Нетаньяху? Возможно, так и есть.
На протяжении многих лет Либерман часто ссорился с арабскими депутатами Кнессета, бывало даже, называл их предателями. Тем не менее, теперь он готов сотрудничать с ними (и до некоторой степени с религиозными партиями) для того, чтобы свергнуть Нетаньяху. При этом он рассчитывает на сильные анти-нетаньяху настроения среди значительного числа избирателей. Напомним, что в Иерусалиме не прекращаются многочисленные акции протеста на улице Бальфур, возле резиденции премьер-министра, с требованием его отставки.
Но Либерман не был бы Либерманом, если бы не оставил надежды «победить» ультраортодоксов. Еще одним важным направлением его кампании станет борьба с «засильем» религиозных партий. Он обещает сделать все, чтобы отправить их в оппозицию. В ходе дебатов в Кнессете 4 августа, посвященных кризису с коронавирусом, он заявил, что 70% пациентов с коронавирусом в Израиле являются ультраортодоксами. Опросы показывают, что «Исраэль Бейтену» при всем желании не способна прыгнуть выше головы и превысить стабильный для нее потолок в 8 депутатских мандатов. Но Либерман ничем не рискует. А кто не рискует - тот и не выигрывает.