Posted 17 июля 2020, 09:54
Published 17 июля 2020, 09:54
Modified 7 марта, 14:41
Updated 7 марта, 14:41
Валерий Рубин, Израиль
Разногласия между ними по ряду принципиальных вопросов не только сохранились, но и получили импульс к обострению в результате очевидной для большинства израильтян неспособности кабинета справиться с распространением опасной болезни, которой уже заражено более 25 тысяч человек и почти четыре сотни пациентов умерло в больницах. Хотя в антирейтинге летальности Израиль находится на 54 месте в мире, израильтяне традиционно чувствительны к такого рода статистике.
В последние дни перед резиденцией Нетаньяху на улице Бальфур в Иерусалиме прошли многочисленные стихийные митинги с требованием к нему подать в отставку. Число сторонников премьера снизилось до немыслимых ранее величин, можно сказать, исторического минимума. Если бы новые выборы состоялись сегодня, оппозиционная «Ямина» (требующая «полной» аннексии территорий Западного берега реки Иордан), согласно последним опросам общественного мнения, увеличила бы свое представительство в Кнессете до 15-16 мандатов, в то время как правящая партия "Ликуд" потеряла бы 3 места. В то же время в целом право-религиозный лагерь опережает левоцентристов в соотношении 2 к 1, другими словами, равновесием сил здесь и не пахнет.
О новых внеочередных выборах пока никто не говорит, но предпосылки к этому сохраняются или, точнее, созревают. Нетаньяху и Ганц расходятся по финансовым вопросам и бюджету,«схеме» аннексии, что вызывает в обществе различные толки и брожение, ощущение неопределенности. С другой стороны, падение популярности премьера может побудить того пойти ва-банк, пока ситуация окончательно не вышла из-под контроля. К тому же есть вероятность, что правительство будет вынуждено пойти на крайнюю меру, общенациональный режим строгой изоляции уже в ближайшие дни, что лишь способно добавить масла в огонь. А кто будет его тушить, если медсестры угрожают начать забастовку: «Настоящим Ассоциация медсестер объявляет, что с 20 июля 2020 года она начнет экстренную забастовку», – написала председатель совета директоров Илана Коэн в письме директорам фондов здравоохранения и Министерства здравоохранения.
В попытке умиротворить «бунтующих», премьер и министр финансов сделали популистский шаг, — не поставив в известность Ганца, они объявили о пакете грантов весом в 6 млрд шекелей для всех граждан, не проводя различий между ними, кто действительно нуждается в помощи, а кто нет, разделив его сообразно их семейному положению. Однако, поможет ли запоздавшая матпомощь снять напряжение и вернуть рабочие места более чем 1 млн израильтян, когда безработица достигла цифры в 21 процент? Новый всплеск коронавируса заставил Минздрав Израиля вновь закрыть открывшиеся было бары и рестораны, рекомендовать обязательное ношение масок на публике, другие непопулярные меры, вроде закрытия пляжей, а также ограничение собраний (до 10 человек) для молитв и свадеб, закрытие синагог и ешив, что вызвало в буквальном смысле ярость в кварталах ультраортодоксальных евреев, что потребовало вмешательства полиции.
Так или иначе раздача денег населению сыграла свою роль. Недовольных стало отчетливо меньше, а Нетаньяху оказался "на коне". Надолго ли? Фитиль недоверия между премьером и его визави тлеет по-прежнему. Условий для совместной работы в кабинете «чрезвычайного единства», как не было, так и нет. Контроля над коронавирусом, для чего, собственно, он и был создан, не получилось. Получилось соорудить громадное по размерам, невиданное в современной истории Израиля правительство из 36 министров и 16 их заместителей. Ради чего? - вопрос риторический.
Ганц уверен, что Нетаньяху готовит почву для досрочных выборов и не намерен покидать пост премьер-министра через полтора года, как гласит договоренность, освященная президентом страны, между партиями «Ликуд» и «Кахоль Лаван». Другими словами, намерен его обмануть, на жаргоне, «кинуть». В данном случае это не предположение, а реальная возможность. Нетаньяху привык править единолично и ему жизненно необходимо выйти сухим из воды в судебном процессе по обвинениям в уголовных преступлениях.
Излюбленная тактика в таких случаях известна: валить с больной головы на здоровую. Высокопоставленный функционер «Ликуда» (явно с одобрения шефа) подверг резкой критике Ганца — и его слова цитировались в средствах массовой информации — за то, что тот не принял необходимых мер для прекращения распространения инфекции, перетягивает одеяло (полномочия) на себя, и сделано это по политическим причинам, а такое поведение, мол, ставит под угрозу жизнь израильских граждан. Ганц, естественно, немедленно отплатил той же монетой.
Израильские СМИ пишут, что обе стороны все же не хотят доводить ситуацию до раскола коалиции и прилагают усилия к тому, чтобы погасить пламя межпартийной войны. Удастся ли? В противном случае очередные внеочередные выборы станут неизбежны. Мина замедленного действия, заложенная в соглашении право-левой коалиции, рано или поздно взорвется и потянет страну… Куда? Не хотелось бы пророчествовать, по А. Зиновьеву, — к «зияющим высотам».