Ирина Мишина
Официальных данных белорусского МВД о погибших пока нет. Сообщается лишь, что 10 августа по факту массовых беспорядков были открыты уголовные дела. Их участникам и организаторам грозит до 15-и лет лишения свободы. Массовые протесты охватили не только Минск, но и другие города Белоруссии. Насколько оправданы действия полиции и ОМОН?Насколько хватит резервов у силовых структур Лукашенко, если массовые акции протеста охватят всю страну? «НИ» обратились с этим вопросом к генерал-лейтенанту МВД, генерал-майору ФСБ в отставке Александру Михайлову.
А.Михайлов: «Нам не известно количество полиции и ОМОНА, которые задействованы для подавления протестов в Белоруссии. Но любой «силовик» понимает: жесткие действия полиции будут вызывать еще более агрессивные ответные действия протестующих. Если будут случаи со смертельным исходом, протест будет расти. Поэтому сейчас основная задача полиции – увеличить зону безопасности, увеличить расстояние между протестующими и полицией. В случае нападения на представителей силовых структур, полиция и в ОМОН могут ответить жестокостью на жестокость. Специальные средства в таких случаях применяют для того, чтобы минимизировать столкновения. Ведь светошумовые гранаты, распыление газа – все это не летальные средства воздействия, они не несут нервно-паралитического воздействия, не наносят серьезного вреда здоровью. По поводу стрельбы резиновыми пулями есть специальные инструкции, куда нельзя ими целиться, чтобы не нанести здоровью ущерб.
Вообще, ситуация в Белоруссии во многом тупиковая. Протестующие не знают, что именно они хотят. Им не нравится Лукашенко, но другого однозначного лидера нет. К тому же голосование показало, что у Лукашенко достаточно много сторонников. Сейчас многое будет зависеть от действий протестующих и их решимости. Что касается применения спецспедств – повторю: без них было нельзя. Толпа – агрессивная, подогретая, ее надо было остановить любыми не смертельными средствами».
«НИ»: Возможны ли переговоры с протестующими?
А.Михайлов:«Протест, который мы наблюдаем, скорее эмоциональный, а не мотивированный. Настроения толпы вообще не очень понятны. Митингующие вроде бы не хотят Лукашенко, но однозначно не могут назвать имя человека, который будет вместо него. Вчера я был у посольства Беларуси в Москве. Вроде бы стоит толпа народа, вроде бы пришли голосовать «за». Но внезапно толпа начинает скандировать: «Лукашенко, уходи!».
Беда в том, что эти люди не управляемы, у протестующих нет лидеров, с которыми можно было бы начать вести переговоры. Не с кем пытаться искать компромисс, договариваться. На сегодня не понятно, кто влияет на митингующих и с кем надо вступать в диалог, чтобы остановить кровопролитие».
«НИ»: В некоторых местах протестующие уже заставили полицию отступить. Так, жители Барановичей вынудили бойцов специального полицейского подразделения обратиться в бегство. На просторах интернета уже «гуляет» видео данного казуса.
А.Михайлов: «Армия, полиция, ОМОН, в том числе и белорусские, «заточены» в основном на внешнего противника. «Бить» по «своим» многим морально тяжело. К тому же наверняка во многих семьях обсуждалась проблема необходимости смены власти».
«НИ»: По какому сценарию могут начать развиваться события, если протест выйдет далеко за территорию Минска? Есть ли у Лукашенко возможность удержать ситуацию под контролем?
А.Михайлов: «Минск- это управляемая структура с органами государственной власти. В каком количестве сосредоточены силы в других регионах республики – не известно. Да, у Лукашенко есть армия. Но армия – это опасный инструмент. И не факт, что эта армия выступит против толпы митингующих. К тому же не исключено, что в этой ситуации спецслужбы могут расколоться, и единой поддержки у Лукашенко не будет. Но проблема еще и в том, что мы можем только строить свои версии. Иностранных журналистов в Беларуси сейчас нет, государственные журналисты подконтрольны. Нет практически никакой объективной информации, которая могла бы правдиво обрисовать ситуацию в республике. Но главная проблема в том, что люди точно не знают, кого они хотят у власти и четко не формулируют свои требования. Это – проблема всех режимов, где нет регулярной сменяемости власти, когда лидер слишком надолго задерживается на высшей должности. Проблема и урок. Результат – не реализованные ожидания, взрыв недовольства, который приведет к тому, что даже законно избранный президент примет власть при поддержке силовых структур. А это уже не демократия».