Отрасль пассажирских авиапервозок во всем мире стала одной из самых пострадавших от кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-19. Правительство России поручило Росавиации еще 27 марта полностью остановить регулярное и чартерное авиасообщение со всеми странами за исключением рейсов, доставляющих российских граждан на родину. Уже тогда Виктор Горбачев предварительно оценил возможные потери авиационной отрасли в сумму до 250 миллиардов рублей.
Как рассказал Виктор Горбачев в интервью радио Sputnik, российские аэропорты получат от правительства по 195,4 рубля за каждого пассажира, потерянного из-за пандемии коронавируса. Количество же пассажиров определят по их сокращению в сравнении со вторым кварталом 2019 года. Общий объем субсидий от правительства составит 10,1 миллиарда рублей. Правила распределения субсидий разработали в Министерстве транспорта.
- Деньги, которые выделяет государство, нужно отдать на поддержку региональных аэропортов и местных воздушных линий, которые больше всего пострадали из-за пандемии и которые просто не выдержат такого спада объема перевозок. У нас есть аэропорты, которые входят в холдинги и объединения, они принадлежат олигархам, пускай они сами поддерживают свои предприятия. Если все деньги уйдут в Шереметьево, Внуково, Пулково, Новосибирск, Екатеринбург, остальным ничего не достанется. Аэропорты просто закроются, там вообще практически нет никакого движения. 10 миллиардов – это копейки, потому что предприятия уже теряют около 100 миллиардов, – отметил Виктор Горбачев.
Чтобы деньги поступали именно тем, кто в них особенно нуждается, министерства и ведомства могли бы через различные ассоциации запросить предложения, собрать информацию, кому и как можно помочь. Пока же известно, что субсидии смогут получить компании, чьи аэропорты не закрывались, а численность сотрудников составляет не менее 90% от штатной численности по состоянию на 1 января 2020 года.
Роспотребнадзор тем временем уже выпустил рекомендации авиаперевозок в новых условиях. В частности, пока сохраняется угроза дальнейшего распространения коронавирусной инфекции, авиакомпаниям порекомендовали рассаживать пассажиров через одного (в шахматном порядке), заполняя самолеты лишь на 50%. В течение полета всем пасаажирам придется сидеть в защитной маске и перчатках.
Ранее совладелец авиакомпании S7 Владислав Филев спрогнозировал, что восстановление международного авиасообщения возможно не раньше апреля следующего года, однако к этому времени может оказаться так, что летать уже будет некому: порядка 85% всех самолетов российских авиакомпаний находятся в лизинге у международных компаний. Чтобы российской авиаотрасли выжить в период пандемии коронавируса, необходимо почти полтриллиона рублей. Шансы на то, что эти деньги выделит правительство, нулевые, полагает он.