Евдокимов рассказал корреспонденту «Ленты.ру», что причиной аварии и гибели людей 5 мая 2019 года стало «несоответствие нормам летной годности».
- Если бы производитель вовремя доработал воздушное судно, авиационные инциденты подобного характера не повторялись бы, а значит — безопасность полетов была бы на приемлемом уровне, а риски свелись бы к минимуму, - сказал пилот.
По его словам, удар молнии в самолет – а год назад автопилот SSJ-100 отключился после попадания в борт молнии – явление нередкое, но оно, как правило, «не приводит к нарушению работы систем воздушного судна».
- В этом же полете разряд атмосферного электричества вывел из строя одну из важнейших систем воздушного судна, а именно систему управления. Система дистанционного управления на Superjet полностью электрическая, то есть у нее отсутствует резервная механическая связь органов управления рулевыми поверхностями. Ни органы следствия, ни МАК не заинтересовал факт воздействия на самолет атмосферного электричества, об этом в материалах дела попросту нет ни слова, за исключением показаний пассажиров и членов экипажа, - рассказал Евдокимов, предположив, что обход этого факта связан «с исключением риска для репутации производителя SSJ-100.
Однако эти самолеты давно уже пользуются не самой лучшей репутацией. С ними и ранее был связан ряд происшествий (последнее из которых произошло сегодня, в день годовщины трагедии в Шереметьево), а после катастрофы 5 мая внимание к ним особенно пристальное.
Что касается пилота Евдокимова, то следствие называет его единственным виновным в аварии.
- Командир воздушного судна, следовавшего сообщением Москва – Мурманск, 5 мая 2019 года после возвращения в аэропорт вылета осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу аэропорта Шереметьево. Дальнейшие действия Евдокимова по управлению воздушным судном, совершенные с нарушением установленных правил, повлекли разрушение и возгорание самолета, в результате чего погибли 40 пассажиров и один член экипажа, - сказано в сообщении Следственного комитета России.
Но обвинение считает несправедливым не только обвиненный пилот, но и заслуженный авиаконструктор России Алексей Игнатов. Он призывает искать проблему в технических характеристиках самолета, которые привели к трагедии.
Супруга Дениса Евдокимова Оксана в своем блоге вступилась за мужа. Она пишет о том, что за время расследования «много узнала об обратной стороне авиации», и считает «своим долгом поделиться со всеми, так как мы все летаем на самолетах». Она обратила внимание на то, что «в соответствии с действующим законодательством к причинам катастроф относятся действия, бездействие, обстоятельства и условия или их сочетание проводящие к инциденту или авиационному происшествию (катастрофе)».
- На сайте МАК указывается: «МАК призван служить достижению целей безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации». Красиво звучит, но неубедительно, - пишет Оксана Евдокимова.
Она указывает на то, что «судя по отчетам МАК, всегда виноваты пилоты, в обстоятельства и условия, являющиеся такими же причинами катастроф, остаются невыявленными и не устраненными».
Евдокимова выразила надежду, что «когда-нибудь в РФ появится независимый орган по расследованию катастроф и его расследования будут «служить достижению целей безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации», выведя безопасность полетов в РФ на другой уровень».
- Пока же все складывается печально и для пилотов, и для пассажиров... – констатировала она.
Отметим, что пока детища Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ, Хабаровский край) - SSJ-100 – продолжают совершать экстренные посадки в связи с техническими неисправностями и проваливают тесты, компания «Аэрофлот» не прекращает закупку этих лайнеров.