Posted 3 декабря 2019, 04:05
Published 3 декабря 2019, 04:05
Modified 7 марта, 15:13
Updated 7 марта, 15:13
Об этом пишет "Коммерсант" во вторник, 3 декабря.
Потерпевшими от действий Дениса Евдокимова признаны 77 человек, включая второго пилота Максима Кузнецова. Вину в крушении самолета и в гибели пассажиров Денис Евдокимов не признает.
КВС Денису Евдокимову в окончательной редакции предъявлены обвинения в нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшем по неосторожности гибель двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
Как отмечает "Коммерсант", всего шесть месяцев потребовалось СК РФ на расследование обстоятельств катастрофы самолета SSJ 100 "Аэрофлота" в аэропорту Шереметьево. Экспертный источник издания особо отметил, что обычно на расследование аналогичных авиационных происшествий уходят годы, но в данном конкретном случае с делом разобрались быстрее, чем с некоторыми ДТП.
Тем не менее следствие успело провести и получить результаты более ста своих экспертиз — 46 медицинских, 41 генетической, а также летных, психолого-лингвистических и других.
По версии следствия, 5 мая после взлета в суперджет, летевший в Мурманск, попала молния, что привело к переходу управления бортом в ручной режим (Direct mode), а также вызвало проблемы со связью у пилотов. КВС Евдокимов, получив разрешение вернуться в аэропорт, как считают участники расследования, совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей и большим углом атаки, что привело к так называемому "козлению" - подпрыгиванию самолета от ударов о взлетно-посадочную полосу. От ударов стойка шасси пробила топливный бак, что привело к утечке керосина и его возгоранию. Большинство из 41 жертвы катастрофы погибли от отравления угарным газом и ожогов.
По информации "Коммерсанта" Денис Евдокимов и его адвокат Наталья Митусова с выводами следствия не согласились, утверждая, что суперджет при посадке "швыряло из стороны в сторону", так как самолет не слушался бортовой ручки управления.
Адвокат Митусова сообщила "Коммерсанту", что сторона защиты ходатайствовала о назначении почти трех десятков экспертиз и исследований, в том числе связанных с защитой самолета от попаданий молний и повреждением стоек шасси, но ей было отказано. Отклонило следствие и ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении участников аварийно-спасательных работ, которые, по версии защиты, появились на месте ЧП со значительным запозданием.
В результате, по словам адвоката Натальи Митусовой, к уголовной ответственности решили привлечь только КВС Дениса Евдокимова, который свою вину не признает.
В "Аэрофлоте" дать комментарии "Коммерсанту" отказались.
Напомним, ранее независимый технический эксперт Юрий Антипов специально для "Новых Известий" подвел предварительные выводы о причинах катастрофы:
"После того, как появилось более качественное видео посадки суперджета, для меня стало очевидно следующее. Первое. Совершенно правильно сделали пилоты, что самолёт садился с повышенной скоростью. Чтобы удержать в полете при приземлении более тяжёлый самолёт, самолёту нужна и бОльшая скорость.
Думаю, это очевидно и всем понятно. В отличие от следователей СКР. Ведь при посадке самолёта только увеличение скорости может дать дополнительную подъёмную силу тяжёлому самолёту, скомпенсировав его вес, и позволит осуществить мягкую посадку, а не падение его на ВПП. Второе. При той же вертикальной скорости при посадке самолёт, как при обычной посадке с минимальным количеством топлива, за счёт того, что самолёт тяжёлый, он сожмёт амортизаторы стоек шасси более глубоко.
И вот этот момент не учли пилоты, и в этом их ошибка. При повышенном весе им надо было заходить на посадку не с обычной скоростью снижения, а с мЕньшей, то есть садиться ещё более плавно. А вот дальше я вижу либо неисправность самолёта (что маловероятно), либо в его конструкции явную грубейшую системную ошибку. В чём она заключается? Думаю, моё дальнейшее описание будет понятно любому ав..., нет, ни авиатору, а автомобилисту.
Почему не авиатору? Да потому что все авиаторы- комментаторы, которых рекламируют СМИ как «экспертов», комментировали всё что угодно, кроме этого момента. Под повышенным весом самолёта при обычной вертикальной скорости при посадке амортизаторы стоек шасси просядут глубже (сильнее сожмутся). И это тоже очевидно. Но после этого нормально спроектированная система амортизаторов, погасив энергию при сжатии, начинает МЕДЛЕННО возвращаться в исходное положение. При посадке суперджета явно видно, что амортизационные стойки не готовы были работать с повышенным весом самолёта. Сжавшись, они затем повели себя как обычные пружины.
Не погасив энергию, они просто БЫСТРО подбросили самолёт опять вверх, оторвав его от ВПП. И началось «козление». Причём именно основные стойки шасси, подбросив заднюю самолёта и резко изменив угол посадки (задрался вверх хвост самолёта), стали причиной того, что с опущенным вниз носом после очередного скачка самолёт устремился к земле с ещё бОльшей скоростью.
Резюмирую. Да, пилоты виноваты в этой трагедии. Но виноваты и разработчики самолёта, совершенно не учтя при проектировании амортизаторов суперджета, что при повышенном весе и обычной скорости снижения самолёт запрыгает по ВПП как тяжёлая лягушка".