«Нормативный акт, позволяющий не осуществлять вынужденные возвраты средств пассажирам за билеты в денежной форме» за отмененные рейсы, должен, по мнению главы крупнейшей российской аваикомпании, стать одной из антикризисных мер. Вместо «живых» денег Савельев предлагает выдать пассажирам, которые уже купили билеты, но так и не смогли совершить полет, поскольку рейсы были отменены, бумаги, которые, по его словам, можно будет использовать при будущих покупках. Еще один вариант не возвращать деньги – зачислить средства на счет пассажира.
Письмо с соответствующими предложениями Савельев направил президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александру Шохину, пишет РБК.
Напомним, что с 8 апреля «Аэрофлот» приостановил выполнение собственных обязательств перед потребителями и перестал возвращать им деньги, но официально об этом компания не заявляла. Тогда же в Ассоциации туроператоров России (АТОР) предположили, что перевозчик хочет рассчитаться с клиентами ваучерами. На тот момент «Победа» - дочерняя компания «Аэрофлота» - уже заявляла о таком варианте, но 4 апреля выяснилось, что «дочка» перевозчика-гиганта все же возвратит клиентам деньги, хоть и сделает это не раньше 1 июня следующего года. До этого времени средства будут возвращены «виртуально» - попадут на счет в личном кабинете сайта «Победы».
О том, чтобы закрепить законодательно выдачу клиентам ваучеров вместо денежной компенсации, говорила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую, отметим, «Аэрофлот» не входит.
- Наиболее насущной потребностью авиакомпаний является сохранение их оставшейся ликвидности для выплаты заработной платы и покрытия постоянных расходов. Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты своим пассажирам и грузоотправителям, чем они получают за бронирования своих услуг воздушной перевозки, - объяснил глава АЭВТ Владимир Тасун.
При этом «Аэрофлот», который «на возврат наличных денег пассажирам» не тратит сейчас ничего, не стал отказываться от проведения мероприятия на 8,2 миллиона рублей – юбилея своего департамента по техобслуживанию самолетов. Среди заявленных 800 гостей на праздник в подмосковном «Олимпийце» 6 июня придут сотрудники компании, и представители компаний-партнеров, и VIP-персоны.
Кроме того, известно, что больше миллиарда рублей «Аэрофлот» потратил на рекламу в программе «Международная пилорама», которая выходит на канале НТВ, и в заказных материалах.
Однако есть и статьи расходов, которые перевозчик сокращает – среди них траты на клининговые компании (вместо них самолеты убирают бортпроводники), на питание экипажа и расселение его в гостиницах.