Россиянин с дипломатическим паспортом приехал в Прагу три недели назад. Его встретила машина российского посольства, которая доставила его к зданию дипломатического корпуса. В чешской полиции знали о прибытии дипломата и заподозрили его в возможной организации покушения на чешских чиновников. При нем сотрудники полиции обнаружили яд рицин. Правоохранительные органы подозревают, что россиянин готовил покушение на мэра города Зденека Гржиба и главу районной администрации города Ондржея Коларжа.
Ранее мэр города решил переименовать площадь перед зданием российского правительства в Чехии в честь застреленного Бориса Немцова, а глава администрации решил снести памятник советскому маршалу Ивану Коневу, который освобождал Чехословакию, что вызвало недовольство в Кремле. Министр обороны России Сергей Шойгу призвал Коларжа к судебному преследованию за нанесение ущерба военным памятникам. Коларж заявил, что для жителей города неприемлемо увековечить человека, несущего ответственность за послевоенный арест и депортацию чехословацких граждан российского происхождения, бежавших сюда от Сталина. На днях Коларж заявил, что за ним ведется слежка, и попросил защиты у местных полицейских, пишет чешское издание Respekt.
Маршал Конев командовал Первым Украинским фронтом во Второй Мировой войне. Его армия участвовала в боях за Прагу, разгромила крупную немецкую группировку. Также войска маршала участвовали в штурме Берлина. Ранее памятник Коневу в Чехии уже оскверняли в прошлом и позапрошлом годах, обливая его краской.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал сообщение чешского издания «уткой». «Мы вообще не в курсе этого расследования», - пишет «Интерфакс» со ссылкой на слова Пескова. Комментировать связь якобы планировавшегося нападения с демонтажом памятника Песков отказался, сославшись на то, что позицию России на этот счет неоднократно уже озвучивали. Чехи демонтировали свой памятник, и, как бы не было обидно России, имели на это право. Сейчас его, скорее всего, перенесут в музей советской оккупации, поэтому не стоит опасаться, что памятник бесследно пропадет.