Виктор Кузовков
В мае 2019 года, в Париже, рядом европейских стран была создана Разведывательная коллегия Европы, или «Intelligence College of Europe», (ICE). Правда, до подписания протокола о намерениях странами-участниками дело дошло только в конце февраля 2020 года, на конференции в Загребе, и далеко не всеми европейскими государствами, но в таком деле, как разведка, это не самые плохие сроки.
В число её учредителей вошли 23 европейских государства, среди которых 21 член ЕС, а также Великобритания и Норвегия. «За бортом» коллегии пока оказались Болгария, Словакия, Польша, Люксембург и Греция, а также Швейцария, которая обычно никуда не входит и ни к кому не присоединяется. Хотя в данном случае все, вероятно, ещё впереди – по мнению организаторов, со временем указанные неприсоединившиеся государства должны получить некий партнерский статус, что все-таки позволит более активно и плодотворно взаимодействовать с ними в рамках вновь созданной организации.
Надо сразу уточнить, что на данном этапе ICE является не какой-то жесткой разведывательной структурой, способной самостоятельно проводить шпионские операции за пределами ЕС, а скорее площадкой для обмена информацией. Строго говоря, в итоговых протоколах, наряду с провозглашением создания данной коллегии, указано скорее то, чем она не будет заниматься, нежели наоборот. Среди направлений деятельности указаны только встречи и семинары, на которые представители стран-участниц будут собираться трижды в год. Причем, это будут не только представители разведок, но и политики, ученые, чиновники, эксперты и так далее. Причем, прямого обмена разведывательной информацией там не планируется, равно как и обсуждения или разработки планов реальных разведывательных операций.
На резонный вопрос «а зачем все это нужно?» однозначного ответа нет ни у кого, в том числе, возможно, и у организаторов всего мероприятия. Но кое-что это событие все-таки проясняет, и давайте попробуем немного его проанализировать.
Прежде всего, считается, что создание ICE стало результатом французской инициативы. Ещё в 2017 году, в Сорбонне, президент Франции Эммануэль Макрон во время своего выступления поднимал вопрос об усилении взаимодействия европейских разведок. Как раз по его словам и выходило, что Европа должна обрести большую независимость от США, России и Китая в области информации и передовых технологий её получения. Да и само провозглашение ICE произошло в Париже, что также подчеркивает роль Франции как локомотива данного процесса.
Париж, стремящийся играть более активную роль в мировых политических процессах, иногда действительно вспоминает о том, что некогда Франция была одной из доминирующих в мире держав. Сильны в современной Франции и скептические настроения относительно роли США в современной Европе. Вероятно, именно поэтому Париж все чаще кооперируется с Берлином для решения каких-то европейских проблем напрямую, минуя слишком тесную опеку Вашингтона.
Данное решение, помимо прочего, подчеркнуло, что роль Франции в современной Европе ещё довольно высока, и в случае укрепления её тандема с Берлином, особенно после выхода Великобритании из ЕС, Европа действительно со временем может перестать быть просто трофеем США во Второй мировой и Холодной войнах и обрести какой-то политический и военный суверенитет.
Вместе с тем, не только политические и геополитические мотивы движут руководством Пятой республики. Именно Франция в последние годы стала жертвой нескольких крупных терактов, в том числе расстрела граждан на улицах Парижа в 2015 году. Тогда во французской столице погибло около 130 человек, и одной из причин неготовности французских спецслужб ктакого рода терактам называют плохую работу и несогласованность как собственно французских, так и других разведок. Кроме того, несколько терактов во Франции предотвратить как раз удалось, и не в последнюю очередь благодаря полученной от других стран разведывательной информации.
То есть, в данном случае сошлись как политические, так и чисто практические интересы. Франция в полной мере ощутила на себе последствия плохой работы или несогласованности спецслужб, поэтому её инициатива в какой-то степени выстрадана и оплачена кровью рядовых французов.
В то же время, понятна и осторожность других государств во всем, что связано с разведкой. Уровень секретности в разведке таков, что даже сотрудники с генеральскими званиями знают лишь то, что им положено по службе. То есть, там стараются любыми способами избегать распространения информации даже среди своих, многократно проверенных, кадров. Что уж говорить о передаче разведданных другим разведкам, что повышает риск нежелательной утечки в разы, а то и на порядки?
В современном разведывательном сообществе мало примеров сотрудничества спецслужб по действительно щекотливым вопросам. Да, ЦРУ иногда работает с британской МИ-6, с МОССАД. Пожалуй, и у КГБ в свое время был один партнер – восточногерманская разведка «Штази». Все остальные, будем откровенны, использовались ситуативно и в качестве полноценных партнеров не годились хотя бы в силу своей недостаточной компетентности и невозможности уследить за каждым службистом из соцлагеря ( а вдруг сдаст врагу?).
Понятно, что в огромный котел из 23 спецслужб вряд ли кто-то рискнет бросить действительно актуальную информацию, которая может привести, например, к рассекречиванию ценного источника информации. И осторожность, с которой пытаются создать некий новый разведывательный форум, вполне понятна – в самом лучшем случае, до появления общеевропейской разведки пройдут ещё десятилетия, и если такое случится, ведущую роль в ней все равно будут играть спецслужбы Франции, ФРГ, Великобритании.
Довольно интересно и то, что среди государств, не вошедших в ICE, оказались сразу 3 восточноевропейских – Польша, Словакия и Болгария. Как ни странно, это может говорить о недовольстве США начавшимся процессом. Дело в том, что влияние США на своих восточноевропейских «партнеров» существенно выше, чем даже на ФРГ или Бельгию. Постоянное запугивание «российской угрозой» делает их гораздо более осторожными во всем, что касается большей самостоятельности и независимости от США. Что же касается Польши, то тут возможна ещё и некоторая великодержавная ревность – Польша давно стремится играть более значимую роль в ЕС и других европейских структурах, и её, возможно, просто не устроил предлагаемый статус. Помимо этого, Варшава активно претендует на роль главного союзника США и Великобритании в континентальной Европе, а значит, даже тень возможного недовольства США ставит для Польши крест на не самой важной для неё европейской инициативе.
Тут можно возразить – а как же Великобритания? Ведь она действительно верный, проверенный десятилетиями и войнами союзник Вашингтона, почему же она поддержала эту инициативу и даже вошла в состав учредителей ICE?
Но тут, как раз, все очень просто – Лондон в данной структуре будет выполнять, скорее, роль надсмотрщика. Его задача – держать процесс под контролем и своевременно гасить слишком смелые инициативы Парижа и Берлина. То есть, разведка Великобритании вошла в ICE прежде всего, извините за каламбур, с разведывательными целями. Иначе объяснить её членство в данной коллегии довольно сложно – собственная разведка у англичан на высоте, одна из лучших в мире, подпитка информацией со стороны американских спецслужб тоже на уровне, и на этом фоне европейские «симпозиумы по обмену опытом» выглядят довольно жалко. Контроль, более свободная вербовка европейских коллег – это, пожалуй, главные цели МИ-6 в данном случае.
Если учесть, что есть в Европе и действующие официальные структуры для взаимодействия спецслужб, например, Разведывательный и ситуационный центр Евросоюза (INCTEN), данная инициатива выглядит и вовсе очень спорной. С другой стороны, она явно демонстрирует нам, что существующим уровнем сотрудничества и координации в разведывательной сфере большинство европейских стран недовольно. Похоже, результаты деятельности того же INCTEN Брюссель не очень-то удовлетворяют.
Но это же говорит и о том, что путь ICE явно не будет легким. Уже пытались, но ничего не вышло – так почему должно получиться сейчас? И мы в России можем ещё достаточно долго не волноваться по поводу новой европейской разведки.