Российская армия находится буквально в шаге от знаменательного для себя события – принятия на вооружение нового типа боевой авиации. Да, кажется, вот-вот случится настоящее чудо и у нас на вооружении появится беспилотник с глобальной дальностью полета. Во всяком случае, после завершения заводских испытаний беспилотника «Альтиус» об этом можно говорить почти с уверенностью.
Виктор Кузовков
Событие это тем более примечательно, что ещё недавно, в 2018 году, судьба проекта находилась под большим вопросом, а его главный конструктор, Александр Гомзин, даже на время оказался за решеткой по обвинению в хищении и нецелевом использовании средств, выделенных на проект «Альтаир» (именно так тогда именовался «Альтиус»).
Одной из причин данной атаки как раз и называли якобы неспособность ОКБ им. Симонова завершить проект «Альтаир». Вроде как УЗГА, имевший к тому времени опыт отверточной сборки производимых у нас по лицензии израильских беспилотников «Searcher Mk2», должен был справиться с задачей гораздо лучше.И он, как видим, справился. Правда, предварительно переманив к себе ведущих сотрудников ОКБ им. Симонова, работавших над проектом «Альтаир»…
Ладно, не будем сейчас углубляться в тему не совсем корректного, скажем так, перераспределения собственности и государственных подрядов в оборонной отрасли России. Она, безусловно, интересна, но сейчас у нас другой повод. Просто констатируем – хорошо, что закончилось хотя бы так, и заказанный Министерством обороны летательный аппарат все-таки поднялся в воздух и даже прошел заводские испытания. Теперь дело за малым – пройти испытания государственные, внести нужные коррективы, сделать доработки, ив армию начнет поступать столь нужный ей летательный аппарат
Но все-таки нам стоит внимательно присмотреться к тому, что же мы получим. Российские СМИ, эксперты и блогеры уже поспешили назвать «Альтиус» ответом на американскую программу RQ-4 «GlobalHawk». И на первый взгляд, что-то похожее есть: дальность полета у «Альтиуса» достигает 10 000 километров, а в воздухе он может находиться до 48 (!) часов на одной заправке, что даже превосходит показатели именитого американца. Сопоставима с ним и полезная нагрузка – до 1000 килограммов. Размах крыла – 28,5 метра против 35 метров у RQ-4, что тоже вполне сопоставимо.
Правда, есть и существенные отличия. И они, к сожалению, не в пользу российского проекта. «Альтиус» уступает американского некоронованному «королю беспилотников» по целому ряду критически важных показателей, и на его фоне выглядит блекло. Судите сами – дальность 10 000 км.против 22 780 км. ( у некоторых модификаций и вовсе 25 000 км.). Крейсерская скорость 180-250 км/ч, против 570-600 км/ч у американца. Практический потолок 12 000 метров против 19 811 метров у RQ-4.
Наверное, более корректно было бы говорить о создании аналога американского БПЛА MQ-9 «Reaper» - разведывательно-ударного беспилотника меньшей массы и значительно меньшей дальности, но с грузоподъемностью до 1700 килограммов. «Заточенный» под выполнение точечных ударных операций, «Reaper» уже не раз отличился при ликвидации главарей террористов, в атаках на караваны боевиков в Афганистане, Йемене, Сомали и некоторых других горячих точках. Правда, есть на его счету и мрачные страницы, в частности, расстрелы свадебных кортежей в том же Афганистане, но это уже ошибки операторов, а не беспилотников…
То есть, у нас получилось нечто среднее, словно одной машиной мы попытались закрыть сразу две существующие ниши. В итоге, прямо скажем, до настоящего глобального разведчика не дотянули. Увы, настоящего «ответа американцам» как-то не вышло. Скорость, по авиационным меркам, почти «пешеходная», сравнимая разве что с крейсерской скоростью вертолетов, дальность, с учетом полета в оба конца, не очень-то глобальная, высота полета тоже не очень значительная, вполне комфортная для любых ЗРК средней дальности, в том числе не очень новых, и даже самых старых реактивных истребителей.
Одна их причин такого отставания – отсутствие у нас подходящих двигателей. На американском «аналоге» установлен великолепный турбовентиляторный двигатель «AllisonRolls-Royce» AE3007H, способный стабильно работать на высоте до 23 тысяч метров и обеспечивать тягу порядка 31,4 кН, или около трех с половиной тонн. Российским же конструкторам пришлось довольствоваться поршневыми двигателями RED A03/V12, разработанными и производимыми немецкой фирмой «RED AircraftGmbH». С учетом того, что поршневых авиационных двигателей в России на момент запуска проекта не производилось вообще, а производство немецкого A03 в разных модификациях планировалось локализовать в России, это решение можно назвать хоть и не оптимальным, но приемлемым. Тем не менее, два поршневых дизельных двигателя не смогли обеспечить «Альтиусу» ни значительной крейсерской скорости, ни, тем более, заоблачных высот полета.
Тем не менее, не стоит посыпать голову пеплом и кричать, что все пропало и мы опять «пролюбили» все полимеры. Исходя из специфики применения подобных беспилотных аппаратов, мы можем предположить, что в определенных ситуациях он может оказаться весьма полезен российской армии.
Прежде всего, мы должны отдавать себе отчет, что ни американские, ни израильские, ни турецкие, ни российские разведывательно-ударные беспилотники не в состоянии сыграть сколько-нибудь значительной роли в противостоянии с хорошо вооруженным противником. Опыт Турции, активно использовавшей свои беспилотники «Anka» и «Bayraktar» во время недавнего кризиса в Сирии, показал, что противник, располагающий достаточно современными ЗРК средней дальности, может быстро «приземлить» десятки таких машин. Тогда, напомним, только неготовность сирийского командования к подобному развитию событий позволила турецкимбеспилотникам на протяжении пары дней пиратствовать в небе Идлиба. После переброски в регион ЗРК «Бук-М2Э» ситуация резко изменилась, и потери беспилотной авиации у турецкой стороны составили несколько десятков единиц. После этого эффективность их действия резко снизилась, да и общая активность контрнаступления боевиков и турецких подразделений упала практически до нуля.
Поэтому сразу отбросим мысль о возможности успешного применения БПЛА «Альтиус» и ему подобных машин против стран НАТО или, например, Китая – в таких конфликтах, если они вдруг случатся, это не бойцы. А вот в конфликтах низкой интенсивности, вроде войны в Чечне, подобные беспилотники могут найти себе применение.
Прежде всего, интересной для военных является возможность на протяжении двух суток мониторить определенный участок местности всего одним беспилотником. Это позволит, в случае необходимости, всего десятком беспилотных машин обеспечить круглосуточное и беспрерывное, на протяжении хоть месяцев, наблюдение за любыми опасными участками конфликта. А наличие у «Альтиуса» чисто боевой полезной нагрузки позволит, в случае необходимости, экстренно уничтожать обнаруженные и взятые на сопровождение цели. В таких условиях резко осложняются базовые принципы ведения партизанских действий и, наоборот, возрастают возможности армии в вопросах контроля за перемещениями боевиков, предотвращения и уничтожения засад, переброски оружия и боеприпасов и так далее.
Определенную роль подобные беспилотные летательные аппараты могут сыграть в конфликте с более серьезным противником. Например, в случае с Украиной, если допустить дальнейшее развитие конфликта по самому неблагоприятному сценарию, «Альтиус» также мог бы быть очень полезен. Правда, только после того, как ударная авиация и крылатые ракеты уничтожат ЗРК средней и большой дальности, но все же. Дело в том, что Украина унаследовала от СССР огромные арсеналы обычных вооружений – танков, артиллерии, реактивных систем залпового огня и так далее. После подавления ПВО обычные сухопутные части еще долго могли бы сохранять боеготовность и продолжать сопротивление, и только перманентные удары с воздуха могли бы позволить с минимальными потерями «зачистить» театр военных действий. А для этого «Альтиус» выглядит довольно подходящей машиной – постоянное присутствие в воздухе, мощное разведывательное оборудование и высокоточные боеприпасы при относительно низкой стоимости применения в данном случае именно «то, что доктор прописал».
То есть, ни в коем случае нельзя говорить, что деньги в данном случае были потрачены зря. Относительно небольшой парк таких машин российской армии действительно был бы полезен. И пусть «глобальность» их применения несколько преувеличена, в остальном, при условии подавления средств ПВО противника, это вполне эффективное и полезное оружие.
В этой связи, кстати, весьма сомнительно выглядят рассуждения о том, что «Альтиус» должен работать в связке с истребителями пятого поколения Су-57 и перспективным ударным БПЛА «Охотник». Как раз они не очень подходят для конфликтов малой интенсивности – разве что в начальной стадии, когда нужно подавить ПВО противника. Но сама возможность бортовой электроники нового беспилотника обмениваться данными с другими летательными аппаратами может быть весьма востребованной – своевременная разведывательная информация наверняка пригодится и штурмовикам, типа Су-25, и ударным вертолетам.
Также не все ясно и комплексом бортового вооружения, которым планируется оснастить «Альтиус». Имеющие место сообщения о том, что их могут вооружить даже противокорабельными ракетами X-35 или новейшими планирующими авиабомбами «Гром» следует, все-таки, считать фейком. Да, по массе все сходится – хотя бы один боеприпас указанных типов на «Альтиус» подвесить можно. Но беспилотник, на скорости 250 км/ч пытающийся взломать ПВО американской АУГ, или на этой же скорости сбрасывающий планирующую авиабомбу (а дальность её полета напрямую зависит от скорости носителя), выглядит довольно жалко. Поэтому предположим, что и тут наши конструкторы пойдут по пути, проторенному американцами – скорее всего, БПЛА будет оснащен противотанковыми ракетами «Вихрь», «Атака» и тому подобными. Это позволит ему поражать широкий спектр целей, включая автомобили, бронетехнику, РСЗО, доты, блиндажи, мобильные системы ПВО, и в то же время отлично впишется в массогабаритные требования. А большего в данном случае и не нужно – для остального есть ударная авиация, ударные беспилотники и крылатые ракеты.
Еще один важный момент – сам факт успешной, несмотря ни на что, разработки нового комплекса. Да, пока он далеко не во всем догоняет конкурентов, но путь, пройдённый нашей оборонкой от абсолютного ничего и лицензионной сборки израильских БПЛА до «Альтиуса», просто огромен. Композитный корпус, крылья большого удлинения из углеволокна, современное бортовое оборудование, средства оптической и радиолокационной разведки – все это казалось почти недостижимым ещё пару десятилетий назад. А сейчас мы вправе говорить о том, что если чуть-чуть подтянется отечественное авиадвигателестроение, на базе БПЛА «Альитиус» можно будет создать реальный, а не мнимый, аналог RQ-4.