"Наверное, при других обстоятельствах это было бы смешно. И, наверняка, когда-нибудь над этим еще вдоволь посмеются: одной из отраслей, не то что не пострадавшей, но даже уверенно приподнявшейся после начала пандемии оказалась бумажная промышленность. Не любая: бумагой формата А4 в эпоху почти всеобщей "удаленки" склады затоварены. А вот другая – мягкая, двух- трехслойная, в упаковках по четыре и восемь рулонов – расходится на ура, и в магазины еле успевают подвозить новые партии", - сообщает радио Sputnik.
Причем, повышенный спрос на туалетную бумагу охватил все страны, которые так или иначе затронула коронавирусная инфекция - от Китая до Европы, особенно Южной Европы, от США до России. Впрочем, в России "потребительский бум" туалетной бумаги был недолгим, в Южной же Европе он еще продолжается.
Как считает немецкий психотерапевт из города Кельна Феликс Янсен, этот бум связан с психологическими проблемами - чувством страха и неуверенности, которое поселилось во многих людях. А эти сильные эмоции, в свою очередь, ведут к иррациональной оценке ситуации: "А вдруг будет еще хуже и начнутся перебои с поставками? Нужно срочно закупиться всем впрок!" Срабатывает и стадный инстинкт: если сосед принес две упаковки по восемь рулонов, то он что-то знает, а потому надо купить сразу три упаковки.
Психологи ищут и "первый толчок", триггер, побудивший людей раскупать туалетную бумагу. Как считает директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик Ирина Смолярчук, им стали телерепортажи из Китая - страны, где в конце прошлого года впервые был выявлен коронавирус COVID-19 и где в городе Ухань произошла его первая массовая вспышка. Телезрители буквально в каждом репортаже видели, как китайцы носили с собой рулоны туалетной бумаги и пользовались ее кусочками, чтобы не контактировать напрямую с кнопками лифтов и дверными ручками. В Европе такая практика не получила распространения, но "ментальное вирусное информационное поле" охватило и ее, и итальянцы, французы и немцы тоже начали скупать туалетную бумагу.
Ирина Смолярчук также отметила большую устойчивость молодого поколения перед возникшей паникой: двадцати-тридцатилетние абсолютно уверены: из интернет-магазинов товары не пропадут, все можно заказать онлайн, и все обязательно принесут - не сегодня так завтра. Они выросли в такой ситуации и что такое дефицит - попросту не знают.
Тем не менее, потребительский бум накануне введения ограничительных мер в связи с распространением коронавируса был отчасти оправданным: в России из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса COVID-19, уже закрылись 37% магазинов и других объектов торговли. В крупных городах эти показатели еще выше, в частности в Москве работу прекратили 73% торговых точек, включая и хозяйственные магазины.