"Отвесное падение, в результате которого 50 крупнейших российских компаний суммарно подешевели на 44 млрд долларов, или 3,3 триллиона рублей, стало рекордным с августа 1998 года", - сообщает finanz.ru. То есть, речь идет не о кризисах, сравнимых по масштабу с кризисом 2008 года и даже не с потрясениями богатого на разные события, включая кратковременный обвал рубля в декабре, 2014 года - за весь нынешний XXI век, почти пятую часть которого мы уже прожили, еще не наблюдалось ничего подобного. В декабре 2014 года падения российских биржевых индексов за неделю не превышали 12,05%, а в 2008 худшей для рынка стала неделя с 5 по 12 октября, когда индекс рухнул на 21,12%.
За минувшие же три рабочих дня российские акции обесценились за неделю на 29,56%. Быстрее РТС сдавал свои позиции лишь с 16 по 20 августа 1998 года, когда Россия объявила дефолт.
Как считает главный аналитик "Промсвязьбанка" Богдан Зварич, на российский рынок не могло не сказаться глобальное бегство от рисков в условиях обвала цен на нефть. Биржевые индексы сейчас падают по всему миру - и в США, и в Западной Европе, и в Азии. Dow Jones, к примеру, тоже сейчас переживает самое быстрое крушение со времен Великой депрессии: с последнего пика он потерял 20% за 19 торговых дней, в ноябре 1931 года на это потребовалось 15 дней, а падение 2008-2009 года развивалось не один месяц. Европейские фондовые индексы потеряли 10% своей стоимости - рынок акций Германии обвалился на 12,2% за день и 20,1% с начала недели, чего на бирже Франкфурта не видели с 1989 года. Но в периоды таких потрясений инвесторы все же концентрируют свои капиталы на более устойчивых рынках, чем российский, а также вкладываются в золото.
Первопричиной паники на рынках стало все-же быстрое распространение коронавируса COVID-19 в ведущих странах Европы. Стало уменьшаться количество авиаперелетов, останавливались производства. Но дополнительный удар нанес и выход России из соглашения ОПЕК+ о новых сокращениях добычи нефти. В ответ на это Саудовская Аравия объявила о готовности резко увеличить объем ее добычи и начать продажу по крайне низким ценам - до 25 долларов за баррель.
Сегодня стоимость нефти марки Brent к 20:14 по московскому времени упала на 7,18%, до 33,27 доллара за баррель, российская нефть марки Urals продается уже по 29 долларов за баррель.
Как говорит аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Емельянов, прогнозы на дальнейшее развитие событий у аналитиков пессимистичны - рынки могут упасть еще на 50% или даже на 70% ниже нынешнего уровня и обновить минимумы за несколько десятилетий, если вакцина от коронавируса так и не будет найдена. Стоимость же всех российских акций и индексов особенно зависит от уровня цен на нефть. По мнению директора ИАЦ "Альпари" Александра Разуваева, при стоимости нефти марки Brent в 25-30 долларов за баррель "справедливый уровень долларового индекс РТС 600-800 пунктов. Так что еще есть куда падать".
При этом любопытно, что на фоне масштабных экономических потрясений крупные политические события - решение Госдумы внести поправку об обнулении предыдущих президентских сроков для Владимира Путина и возможности для него вновь выставлять свою кандидатуру на выборах президента никак не повлияли ни на курс рубля, ни на капитализацию компаний. Точнее говоря, индекс Московской биржи немного поднялся примерно на 1,8% после того, как Владимир Путин сказал, что поддержит поправки в Конституцию об обнулении президентских сроков. Но достигнув на пике 2603,5 пункта, вскоре индекс вернулся к прежним значениям. Что же касается курса российского рубля, то он на заявление Владимира Путина и голосование в Госдуме не отреагировал вообще никак. Российская, да и мировая экономика оказались куда более зависимыми от коронавируса и от решений арабских шейхов.