О том, что Россия выходит из сделки ОПЕК+ по сокращению объемов добычи нефти с целью удержания ее цены в приемлемом для всех коридоре, и заключённой ещё в конце 2016 года, стало известно еще в минувшую пятницу. "Рынки не вполне верили в такое решение – хотя оно и имело определённые основания, но выглядело довольно рискованно, особенно на падающем тренде, - пишет Владислав Иноземцев в блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы". - Однако в Кремле сидят решительные люди, и они пошли ва-банк. Рынки отреагировали падением – но, поначалу, не слишком существенным. Катастрофа случилась позже, когда в воскресенье Саудовская Аравия сообщила, что в качестве ответной меры снижает цены на нефть на 6-8 долларов за баррель при поставках на различные рынки Европы и Азии. И на торгах в Японии стоимость наиболее торгуемых марок снизилась более чем на четверть".
Сложившуюся ситуацию экономист назвал уникальной для последних десятилетий: впервые в мире нашлась страна, которая не побоялась противостоять России и ответила жестко и открыто, и это не страны Европейского Союза, пытавшаяся по-доброму убедить Кремль, что не нужно воевать в Грузии и Украине. И даже не Турция, которая отвечала лишь стрельбой по сирийским войскам. У Саудовской Аравии нет ни столь диверсифицированной экономики, ни большого количества пресловутых дивизий, но, как выяснилось - есть куда более серьезное "оружие" воздействия на Россию.
Сторонники теорий заговора и ранее писали, что его уже применяли в 1980-е годы, когда саудовские шейхи тоже"уронили" мировые цены на нефть и в итоге поставили могучий СССР на колени. Но сейчас нет даже никакой закулисной интриги – фактически Саудовская Аравия честно объявила войну на наиболее уязвимом для России фронте, ударила в "Ахилессову пяту" российской экономики в самый неподходящий момент.
Россия оказалась перед выбором: либо и дальше настаивать, что всё нипочём, тем более какие-то шейхи, а суверенитет важнее пенсий, либо все-таки вернуться за стол переговоров по снижению объемов добычи нефти. И как бы после случившегося не сделали предложения, от которого невозможно отказаться - сократить ее даже не на 500 тысяч баррелей в день, о чем на днях шла речь во время переговоров в Вене, а на все 1-1,5 миллиона баррелей в день. "Замечу, Россия почти открыто нарушала условия предшествующей сделки на протяжении последних полутора лет, а чиновники и эксперты говорили, что само по себе это соглашение выгодно,так как объёмы добычи в 2020-е годы в стране будут и без того сокращаться по вполне объективным причинам. Так что передоговориться стоило бы, пусть даже на менее выгодных условиях", - отмечает Владислав Иноземцев.
Но шансов на второй вариант развития событий пока немного, а значит - нас ждет "новая нормальность" при многолетних ценах на нефть в 30 долларов баррель, последовательное выдавливание российской нефти с мировых рынков, высокая инфляция, крах потребительского кредитования, превращение пенсий и других социальных выплат снова в нищенские пособия, дефицит бюджета, а в итоге - очередное катастрофическое поражение.