Известный политолог и публицист Игорь Клямкин оценил в своем блоге реальность и перспективы экономического прорыва, о котором так много говорят власти России в последние годы:
«Счетная палата изучила осуществление обещанного президентом перед выборами и предписанного после очередного избрания экономико-технологического прорыва. Симптомов такового не обнаружилось.
Выяснилось, что государственная машина, мобилизованная указом президента на достижение амбициозных целей, продолжает работать в рутинном режиме, свою деятельность с этими целями не соизмеряя. Выяснилось также, что в рутинном режиме продолжают трудиться люди и институции, которым поручалось или которые добровольно вызывались движение к целям жестко контролировать. То ли потому, что задания воспринимали заведомо неисполнимыми. То ли потому, что и без того дел хватало. То ли потому, что при существующей системе планирования и отчетности проконтролировать ничего нельзя, то ли еще почему-то.
Президент, изначально обещавший не только прорыв, но и зачистку управленческой поляны от тех, кто годности для прорыва не обнаружит, обо всем этом, похоже, догадывался и потому заменил правительство. Судя по его составу, с расчетом на лучшее администрирование и дисциплинирование госаппарата. Скоро увидим, что из этого получится.
Пока же можно только напомнить, что в российской традиции экономико-технологические прорывы осуществлялись петровско-сталинскими методами, которые в наши дни можно разве что имитировать.
Во-первых, те прорывы происходили в узком коридоре военно-технологических заимствований.
Во-вторых, они осуществлялись не ради повышения благосостояния населения, с чем соотносится, как с главной целью, президентское целеполагание, а посредством принуждения этого населения к жертвенности во имя иных, чем благосостояние, целей.
В-третьих, мобилизация госаппарата была не просто словесной, но и репрессивной, уподоблявшей мирный порядок военному.
В-четвертых, определенные достижения, которыми эти прорывы сопровождались, оказывались ситуативными даже при прежних типах технологий, обновлявшихся, не в пример нынешним, не очень быстро; стимулов саморазвития те достижения в экономику не привносили и от новых отставаний не гарантировали.
Что же теперь? Теперь ставка не на военно-бюрократическую, а просто на бюрократическую мобилизацию во имя предначертанных целей. С более жестким, чем при прежнем правительстве, административным нажимом на госаппарат сверху. Можно ждать скорой встречи президента с правительством и еще одного требовательного и развернутого публичного напутствия. Вот изучит материалы и выводы Счетной палаты (пока, как сообщают, не изучил) и встретится.
Кому интересно, тоже послушает...»