Posted 7 февраля 2020, 07:50

Published 7 февраля 2020, 07:50

Modified 7 марта, 15:16

Updated 7 марта, 15:16

Россия против Китая: почему медведю не следует бояться дракона (часть 3)

7 февраля 2020, 07:50
Сюжет
Война
Ни с военной, ни с географической точки зрения особой опасности так называемая «китайская угроза» для нашей страны сегодня не представляет

Первую часть читайте здесь, вторую здесь.

Виктор Кузовков

Итак, снабжение… Как известно, в иерархии военных приоритетов логистика стоит даже выше стратегии. И это логично: каким бы ты ни был стратегом, война будет неминуемо проиграна, если не обеспечить армию пополнениями, боеприпасами и питанием. Так как же будет со всем этим у группировки, отрезанной от европейской части России на самом крайнем её востоке и северо-востоке?

Причем, рассмотрим самый жесткий вариант, пусть он и очень маловероятен: США не хотят портить отношения с усилившимся Китаем и не спешат оказывать России помощь, даже за деньги. То есть, никакого «ленд-лиза 2.0», Москве все приходится делать самой, своими силами и на свои деньги. Получится ли у неё обеспечить всем необходимым отрезанную группировку войск? Будет ли там достаточно боеприпасов и продовольствия для продолжения обороны?

Разумеется, России будет доступен окружной путь по морю, через Атлантику, Панамский канал, вдоль побережья Северной Америки на Камчатку. Разумеется, на этом пути можно будет ожидать атак со стороны вражеских подводных лодок, но все-таки признаем его возможным.

Однако в силу ряда причин его трудно будет назвать достаточным – долго и рискованно. Но есть другой вариант, северный, поэтому кругосветный маршрут наверняка будет резервным.

На первое место, безусловно, должен будет выйти Северный морской путь и параллельный ему воздушно-транспортный коридор, недосягаемый для истребительной авиации противника. Суда отлично справятся с перевозкой боеприпасов, тяжелой бронетехники, продуктов питания и личного состава, а военно-транспортная авиация сможет организовать экстренную переброску некоторых видов военной техники, её расчетов, оборудования, а в экстренных случаях – целых воинских формирований. Это, кстати, к вопросу об укреплении обороны Сахалина, Камчатки и других регионов, не имеющих прямого сообщения с материком – к тому времени, как китайцы, при самом благоприятном для них раскладе, смогут подготовиться к захвату указанных территорий, туда уже будут переброшены даже не дивизии, а целые армии.

Как-то перекрыть этот коридор китайцы смогут только одним способом: сократить расстояние до побережья Северного ледовитого океана, чтобы их тактическая авиация получила возможность действовать на маршрутах следования российской авиации и ледокольных караванов. А для этого есть только одна настоящая возможность: каким-то образом занять Якутск.

Оставив фантастам рассказы о могучих десантах, которые моментально и просто решат подобную задачу (их просто посбивают в воздухе), рассмотрим единственный реальный маршрут: существующая трасса на Якутск через Тынду, Нерюнгри и Алдан. Её протяженность по прямой составляет около тысячи километров. И это весьма непростые километры: есть и горные участки, и таежные, и топи вокруг, и тундра. Вечная мерзлота на всем протяжении. Множество рек и ключей, а значит, множество мостов. Три упомянутых города автоматически становятся узлами обороны, «разрубить» которые сходу будет совсем не просто.

То есть, с учетом местных просторов, климата и ландшафта наступающей китайской армии будет очень сложно рассчитывать на получение каких-то аэродромов подскока в глубине Якутии. А без этого очень сомнительными становятся надежды парализовать снабжение по указанному северному маршруту: достаточно просто расстояний, а добавьте к этому ещё и действия российской авиации, которая, безусловно, не будет отсиживаться на аэродромах.

То есть, мы с большой уверенностью можем говорить о том, что обеспечить нормальное снабжение отрезанной на востоке страны группировки все-таки удастся. Более того, наверняка удастся и усилить её, до максимально возможного уровня укрепив ПВО и авиационную группировку. А значит, критически необходимый для атакующей стороны захват Сахалина и Камчатки со временем будет становиться все более и более призрачным, как бы не развивались события под Хабаровском, Комсомольском или у Тынды.

Разумеется, любой человек, знакомый с географией, скажет, что есть и другие направления возможной военной экспансии. Прежде всего, это вторжение через Монголию, с предварительным поглощением оной. А может быть, даже через Казахстан. И это, в общем, справедливое замечание, за исключением одного нюанса.

Прежде всего, мы пытаемся разобрать миф о том, что Китай может легко захватить именно Дальний Восток России. Гипотетическое наступление через Казахстан с выходом под Новосибирском или даже Екатеринбургом (а то и где-нибудь под Саратовом) не совсем укладывается в рамки заявленной темы. Хотя и может случиться при каком-то очень скверном развитии событий.

Главное отличие от рассматриваемого варианта: это уже война на полное уничтожение. И вряд ли в таком случае ядерные арсеналы РФ останутся нераспечатанными. Со всеми, как говорится, вытекающими…

Что же касается захвата Монголии и атаки уже через её территорию, тут мы имеем право рассматривать это как часть атаки на ДВ. Занять Монголию, через сухопутную границу атаковать Иркутск, отрезать Забайкалье и Дальний Восток одним решительным ударом, а затем…

А затем начнется примерно то же, что описано выше. Кроме того, в таком сценарии уже ввод китайских войск в Монголию будет отличным маркером для российского политического руководства и армии. И ни о каком факторе внезапности говорить уже в принципе не придется.

Кроме того, хотя бы на время основная масса китайских сил вторжения окажется на нейтральной, сточки зрения международного права, территории. И в случае незаконного пересечения российской границы хотя бы небольшой по численности китайской армейской группировкой, основные силы НОАК, находящиеся на территории Монголии, могут стать целями для ограниченного превентивного ядерного удара.

Звучит, конечно, довольно страшно, но выглядит логично – это не удар по китайской территории, поэтому в Пекине сто раз подумают, нужно ли отвечать ядерным ударом по территории РФ, а эффект от него может быть таким, что все желание территориальных приобретений у китайского руководство исчезнет начисто. Если учесть, что военные в принципе не склонны к истерикам и заламыванию рук, уверен, что подобные варианты просчитываются и в нашем Генштабе, и в китайском.

Более того, сейчас озвучу совсем уж страшную вещь: российская армия может нанести ядерный удар и по своей территории! Разумеется, это возможно только в совсем «пиковых» случаях, когда на каком-то критически важном направлении ситуация обострится до предела. Например, наступающие части НОАК смогут серьезно продвинуться по якутской трассе и появится угроза потери этого ключевого города. И вот тогда, уверен, возможны и такие варианты, как сказано выше. Тем более, что местность безлюдная, вероятность как-то навредить местному населению минимальна, а эффект от пары термоядерных боеприпасов, взорвавшихся в нужное время в нужном месте, может быть очень положительным для обороняющей Якутск (или дорогу на него) армии.

Страшно? Довольно-таки, признаем. Но не страшнее, чем потеря миллионов квадратных километров своей территории, оставление на произвол судьбы миллионов своих сограждан и жестокое поражение в войне, которое неминуемо отбросит страну на десятилетия как в экономическом, так и в политическом развитии.

Подводя итоги нашего исследования, хочет в первую очередь сказать о главном: все, о чем написано выше, более-менее верно только в том случае, если Россия не будет провоцировать соседей своей слабостью. В китайском Генштабе, без всякого сомнения, сидят достаточно квалифицированные люди, и уж они-то наверняка понимают, что миф о простом захвате российского Дальнего Востока хорошо выглядит только на бумаге. В реальности же только наша слабость, наше отставание в экономическом развитии могут со временем развернуть ситуацию так, что вероятность больших территориальных потерь станет для России почти гарантированной.

В противном случае, при хотя бы сопоставимых по качеству вооруженных силах, Россия имеет достаточно много козырей даже против значительно усилившегося Китая.

Ну и последний аргумент: в многополярном мире, за который ратуют и Россия, и Китай, сражение даже таких гигантов, как эти два государства, вряд ли пройдет в «сферическом вакууме». Нынешний гегемон вряд ли захочет радикального усиления Китая, а значит, в случае резкого ухудшения отношений между Пекином и Москвой у последней наверняка появятся шансы на пусть и временный, но важный союз с США против Китая. И это уже довольно критично для последнего, так как Россия из спокойного тыла моментально превратится в огромный кордон, блокирующий КНР с севера. А дальше уже Вашингтон задавит Пекин, критически зависящий от международных рынков сбыта, одними лишь санкциями.

Поэтому прогноз, который можно дать на ближайшие 10-15 лет, довольно оптимистичен: успокойтесь, граждане, Китай не нападет на нас и ничего у нас не заберет. Ну а дальше пока заглянуть невозможно: и оружие может измениться кардинально, и политические реалии. Но с этим ничего не поделать, разве что и на Бога надеяться, и самим не плошать…

Подпишитесь