Как известно, президент Путин, встречаясь с представителями общественности Липецкой области, высказался по поводу так называемых «групп смерти» в социальных сетях:
«Что за уроды, откуда они берутся Молодых людей втаскивают во всякие там суициды. Я когда в первый раз это увидел, то даже открыл рот и глаза. Не мог себе представить, что такие люди у нас существуют. Это мразь такая. Полиция к нему (создателю «группы смерти») пришла, он сразу чуть в штаны не наложил, в буквальном смысле. Понял, что дорога за решетку. Вот такая мразь этим занимается. Надо поработать над учебниками. Нужен комплексный подход для борьбы с этим...»
В связи с этим Путин намерен поручить министру просвещения России Сергею Кравцову рассмотреть вопрос введения в школьную программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для младших и старших классов.
Эти меры связаны с тем, что в последние годы в стране участились случаи самоубийств среди детей и подростков.
Разумеется, слова президента не остались без внимания экспертов. Так, детский психолог Екатерина Катранова сказала МК: «Безусловно, после широкого резонанса в обществе и появления в 2017 году новой статьи в Уголовном кодексе об ответственности за склонение детей к суициду, количество подобных преступлений значительно снизилось. Тем не менее искоренить данное явление полностью практически невозможно. Организаторы данных групп постоянно создают новые страницы и меняют методы вовлечения детей в опасную игру, которая может закончиться трагедией."
В этом вопросе родители и школа должны действовать сообща, чтобы предупредить трагедию. На мой взгляд, на тех же уроках ОБЖ школьникам нужно рассказывать об информационной безопасности как можно раньше, пока они воспринимают данную информацию без свойственного многим подросткам скептицизма. Кроме того, в семье взрослые должны интересоваться жизнью ребенка, по возможности в разумных пределах контролировать его действия в социальных сетях, рассказывать о возможных угрозах, с которыми можно встретится в виртуальном пространстве».
Однако, нашлись и те, кто отнесся с к заявлению Путина настороженно, как например, популярный блогер Кадочников, который предложил своим читателям познакомиться сперва со статистикой суицидов по России.
А дела тут крайне печальные, поскольку наша страна входит в первую тройку государств с самыми высокими показателями самоубийств на душу населения, а по числу суицидов среди мужчин и является мировым лидером. По числу самоубийств на душу населения Россия превышает среднемировые показатели в 2,5 раза (26,5 случая на 100 тысяч человек - против 10,5). Выше - только у Лесото и Гайаны (28,9 и 30,2 соответственно).
Показатель самоубийств среди россиян-мужчин составляет 48,3 на 100 тысяч населения (в Лесото он в два с лишним раза ниже - 22,7; в Гайане - 46,6). В общей сложности в 2016 году в Российской Федерации покончили с собой 44673 человека. В пересчете это примерно 122 самоубийства в день, или по пять - каждый час. Таким образом, один житель России сводит счеты с жизнью в среднем каждые 12 минут. И что же, в этом виноваты «группы смерти»?
Блогер приводит главные причины самоубийств в России:
1. Наибольшая склонность к суициду отмечается у коренного населения Удмуртии, Коми, Марий Эл. У северных народов до сих пор сильны языческие корни. В Бурятии и Туве распространён буддизм. Буддисты верят в реинкарнацию, согласно которой жизнь личности продолжается после смерти благодаря цепочке перерождений.
2. Чрезмерное употребление алкоголя является существенным фактором, определяющим распространённость суицида. По оценкам, половина всех самоубийств связана со злоупотреблением алкоголем.
3. Очень высок уровень самоубийств среди российских заключенных. Уровень суицидов в СИЗО намного выше, чем в исправительных колониях. В 2012 году в СИЗО, где находятся 10-15 % лиц, содержащихся в местах лишения свободы, было совершено 32 % от общего количества суицидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
4. По психике серьезный удар наносит неблагополучие в семье и карьере. Взрослые мужчины, привыкшие быть основой, кормильцем семьи, во время кризиса ищут выход в пьянстве, что ведет к депрессии и еще больше усугубляет ситуацию.
5. Кроме того, следует отметить такие психологические факторы, как конфликты в семье, неразделённая влюбленность, психические заболевания, тяжелое соматическое состояние, одиночество, отсутствие видимых перспектив, а также совокупность факторов.
О каких же «группах смерти» может идти речь?! – восклицает блогер.
«Под давлением всей этой нищеты, пьянства, отсутствия перспектив в купе с депрессивной обстановкой, злым окружением и постоянным закручиванием всевозможных гаек со стороны репрессивного правительства, многие не видят выхода лучше, чем надеть петлю на шею или броситься под ржавый путинский поезд стабильности...»
И при этом государство, получающее сверхдоходы от продажи нефти и газа, не может и не хочет вывести народ из этого унизительного положения.
Вот потому-то вместо обсуждения реальных причин суицидов озвучивают надуманные «группы смерти», суициды, совершенные по вине которых можно пересчитать по пальцам одной руки... «В 2016 году депутат Яровая, пишет блогер, во всех СМИ распространяет слух о группах смерти. В 2017 году закон Яровой приняли, все группы смерти закрыли и поймали какого-то организатора. В 2018 году закон Яровой есть, а групп смерти нет, при этом число самоубийств среди детей и подростков возросло на 14%. Так может будем искать реальные факторы самоубийств и думать над способами их устранения? Или же продолжим создавать иллюзию работы и якобы озабоченности проблемой?»
Более того, Кадочников обращает внимание еще на один, как он, пишет, «нелепый» момент: коль скоро былая популярность «групп смерти» уже давно сошла на нет, зачем же снова устраивать хайп по этому поводу?!