Posted 17 августа 2018, 16:28
Published 17 августа 2018, 16:28
Modified 7 марта, 16:47
Updated 7 марта, 16:47
Первый заместитель председателя комитета по культуре, актриса Елена Драпеко считает, что у ведомства есть право безакцептного запрета на любое проявление пропаганды суицида.
"Я допускаю такую меру, если произведения написаны специально для того, чтобы возбуждать желание покончить с собой. Если это культовые современные произведения, они могут входить частью как саундтрек для текста, который касается суицида. И это записывается на подкорке и каждый раз при воспроизведении музыки может возникать ощущение текста. Как песня «Спокойной ночи малыши» твердо ассоциируется с определенной детской передачей, так и музыка или могут быть связаны с определенным контентом",- заявила корреспонденту Infox.Ru.
Однако согласившись, что если это классика, к примеру «Ромео и Джульетта», конечно, то такая мера избыточна. При этом открытым оставив логичный вопрос, а кто определяет, что такое классика. Для одних "Ромео и Джульетта" - классика, для других - пропаганда.
«У нас есть экспертное сообщество – это психологии, психиатры, другие специалисты, кроме искусствоведов. И если будут спорные случаи, мы будем их рассматривать, пока к нам просто никто не обращался», - отметила депутат Госдумы.
«Если в клипе содержится пропаганда самоубийства, значит правильно сделали. Это не я так считаю, это закон», - подчеркнул коллега Елены Драпеко, первый заместитель председателя комитета по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко.
Случай с клипом ЛСП – не первый и не последний. Это уже тенденция, уверен руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк.
Весной этого года администрация социальной сети «ВКонтакте» заблокировала песню ЛСП «Номера», в тексте которой также обнаружены призывы к совершению самоубийства и способы, которыми можно достичь цели.
Можно вспомнить громкий случай, когда запретили в России видеоролик социальной рекламы железных дорог Австралии, который получил множество международных призов за социально значимый контент, и данный анимационный видеоролик послужил в Австралии снижению на 40 процентов несчастных случаев на железных дорогах. А в России Роспотребнадзор считает, что наоборот, просмотр этого мультфильма толкает российских детей совершать самоубийство», - отметил Артем Козлюк.
«Это какое-то безумие и далеко не первый случай, когда запрещают по каким-то надуманным обстоятельствам видеоролики, тексты песен, в том числе советских бардов, за призывы к суициду, картинки, видеоролики нероссийского происхождения. Это тенденция, которая расширяется с каждым годом. Огромное количество, по нашим данным, 90 процентов неадекватного восприятия того, что там написано, например, сейчас происходит активное возбуждение административных и уголовных дел по экстремизму за постинг мемов или видеороликов, то же самое происходит около шести лет в отношении тех или иных мемов, которые Роспотребнадзор считает призывающими к суициду.
К примеру, известный случай, когда в одном из судов хотели привлечь к ответственности пользователя за публикацию фото с парада 1945 года со склоненными фашистскими знаменами. Сейчас цензура местами даже сильнее, чем в СССР, такого масштаба, о таком тотальном контроле за действиями граждан в медиапространстве или тотальной слежке, как реализовано в пакете Яровой, конечно, советские партийные органы могли только мечтать. А сейчас все это реализуется в гораздо больших масштабах», - отметил Артем Костюк.
Практика блокировки сайтов началась в 2012 году, когда появился закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».
Именно в этом законе было прописано право ряда ведомств заносить тот или иной сайт в реестр запрещенных интернет-ресурсов, которые могут быть блокированы без решения суда.
Наибольшее количество внесудебных блокировок происходит по требованию ФНС (заносит в реестр сайты гемблинг-тематики, то есть ресурсы, предлагающие пользователям поиграть в покер, казино, тотализаторы), генпрокуратуры и МВД (терроризм и экстремизм). На Роскомнадзор приходится 6,4 процента всех случаев, включая блокировку сайтов по суду.
Волна судебных дел, связанных с репостами запрещенной тематики, это только внешняя сторона растущего попирания свободы художественного выражения. Искать скрытую пропаганду в добропорядочных творческих опытах легче, чем бороться с настоящими причинами растущего числа детских суицидов.