«Это НЕ закат, - пишет в своем блоге житель Новой Зеландии Алексей Разумов, публикуя эту фотографию. - Вчера я стал свидетелем зрелища, напоминающего своим инфернальным величием и тихой неотвратимостью сцену из фильма Ларса фон Триера «Меланхолия». Среди бела дня, в течении пары часов, голубое небо сделалось зловеще оранжевым. Через 2000 км в Новую Зеландию ветер принёс дым и пепел горящих лесов Австралии...»
Катастрофические события, которые развиваются на пятом континенте вдохновили жительницу Англии Наташу Несбитт на очень эмоциональный пост:
«У нас в телевизоре Австралия. У меня в англоязычном сегменте – тоже Австралия, причём лично, потому что почти у всех там друзья, родственники, и вообще, нам земля не чужая, а практически своя. Но у меня сегодня не нежная личная история про спасенного от огня кенгуру (всем кенгуру, коалам, утконосам – счастливого избавления), а очень злобное политическое послание.
Вы думаете это про Австралию? Нет! Это про всех нас. Абсолютно про всех, в какой бы части света мы не находились. Есть, конечно, варианты, потому что не взлетим так поплаваем, и нас, скорее, затопит, чем сожжет, но это мелочи и частности. Катастрофическое изменение климата действительно катастрофическое и оно уже здесь, а никак не в будущем. Изменение климата не есть глобальное потепление, чушь не несите. Хотя в целом становится теплее, где-то может стать холоднее (климат определяют течения, вода в которых может стать холоднее из-за таяния льдов). Так что где-то теплее, точнее жарче, где-то холоднее, где-то очень странно.
Есть места, где ничего даже особо не изменилось, но вследствие того, что люди безумно, бессмысленно и беспощадно расплодились, они стали лезть в места, которые природой для человека не предназначены, к примеру, в силу частых природных катаклизмом.
Можете изойтись говном по поводу девушки Греты. Можете её вообще не слушать. Знать что-то про Грету совершенно не обязательно, потому что все, что она говорит, повторено много раз и людьми куда более знающими и авторитетными, чем скандинавский подросток. Хотя никто в своем уме не говорит, что повысься температура на планете на 3-5 градусов, Земля станет не пригодной для жизни (разумеется, она останется пригодной), эти самые 3-5 градусов абсолютно критичны для существования цивилизации в том виде, в котором мы ее знаем.
Сама по себе планета не гибнет, и как только температура и в целом климат опять стабилизируются, природа быстренько адаптирует новые виды к новым условиям. В природном смысле быстро – и миллиона лет не пройдет. Но, скажите честно, вы миллион лет проживете? А ваши дети? А ваши внуки? Так что планета не гибнет. Гибнет цивилизация на этой планете. Как эту гибель предотвратить, все отлично знают. Для этого требуется «всего лишь» остановить выбросы углекислого газа, а также метана и других веществ, способствующих разогреванию, которое, похоже, уже идет по экспоненциальному сценарию.
Технические меры тоже всем понятны. Они начинаются с закрытия всех, всех без исключения, угольных станций (на их место можно пока ничего другого нет поставить АЭС), перехода по максимуму на использование возобновляемых, не производящих никакого углекислого газа, источников энергии (100% нельзя, но опять же АЭС для энергобаланса), перехода транспорта (всего) на электричество из чистых источников, запрет на индустриальное сельское хозяйство и разведение крупного рогатого скота и свинок только при условии zero net carbon, введение всеобщего, обязательного и драконовского Carbon Tax, когда к цене товара автоматически приплюсовывается стоимость удаления из атмосферы углекислого газа, который в нее попал в процессе производства – и да, особенно приятно, глобальная программа «одна семья – один ребенок» лет эдак 50.
Все всё знают. Никто ничего не делает. Причина? Одна. Простая. Очевидная.
Жадность.
Цивилизация, построенная на жадности, от жадности и гибнет. Это царь Мидас в планетарном масштабе. Все меры, перечисленные выше и многие другие (желающие сами смотрят Парижский Протокол, материалы последнего саммита в Мадриде и т.д., и т.п.) не могут быть реализованы в пределах одной страны. Никакой. Плохой, хорошей, экономически развитой, бедной, богатой – никакой. Для того, чтобы программа по спасению цивилизации – давайте все-таки вещи своими именами называть – работала, нужно, чтобы в нее вложились все.
Но богатые совсем не горят желанием платить за бедных. Большинство стран из первой двадцатки по доходу на душу населения – т.е. все, за исключением США – уже «очистили» свои территории от вредных выбросов. Отчасти за счет технологии, на которую есть деньги, отчасти потому, что все вредные выбросы переехали в третий мир. Объем выбросов от этого, правда, если изменился, то лишь в большую сторону, то фиг ли нам, красивым бабам. Бедные тоже не горят желанием что-то менять. Они хотят сначала стать богатыми. Сжигать уголь, игнорировать выбросы, загаживать все – почему бы и нет, если потом их дешевый хлам скупают? Контролировать рождаемость? Блин, так у них культурная скрепа – громадное потомство. И вообще, богатые, вы должны прослезиться, тут у матери 18 детей жрать нечего. Вы хотите последнее у ее младенцев отнять?
Проблема, которая есть, не разрешима, по крайней мере в рамках общепринятой game theory, которая в данном случае говорит, что первый, кто начинает массированные инвестиции в чистую экономику, проигрывает. Жестко, злобно проигрывает. В условиях конкурентного рынка выбрасывать деньги на то, что не приносит дохода, означает навсегда отстать от лидеров. Мы вот почти образцово-показательное социально-ответственное объединение шерстепяточных. И климат у нас мягкий, и растет все хорошо, т.е. наши цены на равновесие одни из самых низких в мире. Но чтобы сделать нашу экономику carbon neutral к 2030 или даже к 2035, нам нужен как минимум один триллион фунтов стерлингов, вероятно, что и больше. Этого триллиона у нас нет. Или так – он есть, но деньги принадлежат налогоплательщикам, и у них есть другие приоритеты. Они хотят увеличить расходы на здравоохранение, образование, жилье и прочие приятности. Перестроить весь жилой фонд? Заменить все машины на электрику? Ну да, ну да. Потом. Когда-нибудь потом.
Голосовать за то, чтобы увеличить налоги и все отдать на зеленую энергетику, никто не будет. Почему мы, в конце концов, должны страдать ради сомнительных китайских проектов, или стран, где все равно все разворуют, или островов, которых может затопить, но мы даже не знаем точно, где они находятся? И это один из лучших примеров в целом вменяемого, не склонного к climate scepticism, но верящего в науку населения, которое и мусор мимо урны не бросает, и за свою белку всем пасть порвет. Австралийцы тоже всем пасть порвут за своего кенгуру.
Но Австралия – один из самых больших в мире производителей угля, и в стране уже бушевали пожары, когда правительство одобрило планы создания еще больших, теперь уже точно самых крупных в мире, угольных карьеров. Нет, сама Австралия уголь не сжигает. Она продает его в Индию и Китай, которые присылают обратно дешевое говно, скупаемое австралийскими горняками и сочувствующими. А кенгуру? Может, никто не виноват? Может, это вспышка на Солнце? Может, в Австралии есть свой поэт- песенник, который тоже не видит взаимосвязи между углем, который Австралия производит в невиданном количестве, и почти 50-градусной жарой, от которой все горит? Но если никто не хочет платить за то, чтобы прекратить выбросы, то платить все равно придется. Пока – и это правильно и справедливо – все внимание на том, чтобы спасти людей. Но однажды пойдет дождь, огонь как-то сойдет на нет, и та же Австралия увидит счет за пожар. И это будет всем счетам счет. Нет, Австралия, одна из самых богатых стран мира, вполне способна будет его оплатить. И большинству погорельцев – в решете всегда есть дырки – помогут, причем на деле, не на словах. Но счет, который будет на многие миллиарды, кто-то будет оплачивать, как прямо, так и косвенно, потому что стоимость страховки взлетит вверх. Рынок с этим не справится, так что речь пойдет о тех же самых налогоплательщиках, оплачивающих стоимость пожаров, настоящих и будущих, вскладчину.
В том, чтобы всем вместе заплатить за своих, налогоплательщика, по крайней мере англоязычного, впрочем, убедить проще. Здесь хотя бы не воруют и видно, что и как потратили. Австралийцы будут все вместе скидываться на пожары, голландцы и мы – на дамбы и будущие потопы, где-то еще постараются защититься от морозов и засух. Хватит этого? Не хватит? Итальянцы вон тоже пытаются скинуться на защиту Венеции, но пока все успешно разворовывают, так что воз и ныне там. Но кому-то, тем, кому повезет, хватит. Гибнет ведь не планета, а цивилизация, и счастливчики вполне могут уцелеть за их заборами, дамбами, супержелезным занавесом, отделяющих тех, кому суждено уцелеть, от тех, кто утонет, задохнется, скопытится без еды и воды. Шансы не то, чтобы велики, но game theory утверждает, что это не безнадежная стратегия.
Для всех остальных… Если не вы сами, то ваши дети и внуки. Если не сегодня, то завтра. Если не загорятся торфяники и не отравят все смрадом. Если по причине изменения климата какой-нибудь африканский паразит, пока относительно мирно существующий в джунглях, не пересечет государственную границу. Если несчастных, которые попали под мировую климатическую раздачу, не оставят на произвол судьбы их сограждане - идиоты социал-дарвинисты. Если.
А пока можете продолжать захлебываться слюнями от ненависти к Грете и соплями, потому что коалу вам все-таки жалко. Коалу действительно жалко. Очень. Людей сильно меньше. Тупость наказуема. В данном случае, в планетарном масштабе.»