Пропаганда в авторитарных режимах работает между верой и согласием

24 декабря 2019, 16:10
Придумать рациональный аргумент тому, почему та же пресс-служба МВД, которая показывала нам фотографии «нарколаборатории Голунова», в случае взрыва, пожара или стихийного бедствия скажет правду, очень сложно. И вот почему...

Секреты пропагандистского мастерства в условиях авторитарного режима разоблачает в своем блоге публицист Михаил Макогон:

«Существует миф, что пропаганде люди верят. Что когда телевизор говорит “нас там нет”, когда показывает ракетные мультики, когда насаждает мировой заговор против России - зритель принимает это за чистую монету.

В реальности, нужно делить два очень похожих, но совершенно разных на практике чувства - “веру” и “согласие”.

Представим задачу: у вас есть 5 000 рублей на микроволновку. Верите ли вы словам рекламы, что новая микроволновка за 4 990 рублей свершает революцию на рынке микроволновок? Что она во всем лучше конкурентов?

Ну, наверное, имея какой-то опыт общения с бытовой техникой, вы понимаете, что унификация и глобализация создали тот мир, где любая микроволновка за 5 тыс. рублей - будет в точь такой же, как любая другая за 5 тыс. рублей. Что давно нет никакого “корейского Самсунга” и “японского Панасоника”. Все собирается на одних заводах, из одинаковых комплектующих, по единым стандартам и неизменным процентом брака.

Но покупка микроволновки за 5 тыс. рублей - не до того значимое решение, чтобы вы домогались истины. Вы думаете, что потратить свои 5 тыс. на именно эту микроволновку - хорошая идея, маркетолог с вами согласен, а вы согласны с ним.

“Болеть за своих” - это очень понятное желание. “Свои” могут принимать любые агрегатные состояния: от семьи - до расы, этот концепт ничем не ограничен. Квартал, город, институт, школа, футбольная команда, клан в Lineage, политическая партия, группа в фейсбуке, конфессия, род занятий, любимая музыка, предпочитаемая ОС.

Вокруг каждого человека расходятся такие бесконечные кружева Диаграммы Венна, в которых, с изменением условий, любая единица из 7 млрд. населения планеты может принадлежать или не принадлежать множеству “свои”.

Самый устойчивый из этих концептов с XX века - нация. Мы свои потому что россияне (американцы, немцы, испанцы).

Мы хотим думать о своем множестве хорошо. Мы рады победам других россиян (немцев, американцев, испанцев), мы считаем, что “россияне” лучше всех остальных.

И в вопросах, которые не касаются жизни напрямую: большой спорт, международные отношения, войны посреди нигде - мы не ищем правды. Мы ждем того, с чем готовы согласиться: наши - лучше всех, а если не лучше - это происки врагов.

Подозревает ли зритель, что конструкция “нас там нет” - это неправда? Он не подозревает, он об этом знает. Просто это “ложь в пользу своих”, мы с ней согласны.

Совсем другое дело, если речь заходит о том, что касается нас напрямую: когда горит торговый центр, падает самолет, психопат с карабином носится по центру Москвы, массово эвакуируют детские сады и школы, организуют мусорный полигон - тут недостаточно “устраивающей версии”, тут нужна правда.

А мы уже знаем, что власти, подконтрольные федеральные СМИ будут врать. Будут врать до последнего. Будут менять версии четырежды на дню и ни одна из них не будет правдой. Что далеко не в каждом случае можно декомпилировать эту ложь, понять ее мотивы, потому что в голове у этих людей средняя зарплата врачей в регионах уже за 100 тыс., мало ли что они там себе думают.

Мы не против ваших попыток сохранить лицо в допинговом скандале. Но когда взрывается соседний дом или горит токсичная свалка - мы не хотим гадать, из каких сложных соображений, из каких представлений о верном пиаре вы даете нам информацию.

Отсюда каждый раз такие волны самых мрачных теорий, что находят большой отклик. Если конспирология по 9/11 - это удел сумасшедших, то нельзя придумать рациональный аргумент тому, почему та же пресс-служба МВД, которая показывала нам фотографии “нарколаборатории Голунова” - в случае взрыва, пожара или стихийного бедствия скажет правду.

Вообще, вот эта разница между “верой” и “согласием” - она свойственна автократиям, основанным на пропаганде. И на практике довольно небезопасна. В экстренных ситуациях она дает эффект обратный известной конструкции мальчика с волками. Вместо восприятия и следования инструкциям - слушатель начинает гадать о мотивах спикера.

“Эвакуируйтесь” - это значит действительно что-то произошло или кто-то хочет красивой картинки слаженных действий спецслужб по эвакуации населения по телевизору?»

#Аналитика #СМИ #Власть и народ
Подпишитесь