"Пушкин сказал, что русские ленивы и не любопытны, а если не любопытны и не ленивы, значит ничего делать неохота, если делать ничего неохота, надо искать причину, отчего неохота. Значит будем ныть! Эта страсть не только наша, хотя у нас она выражена наиболее ярко. И, как написал ещё в начале прошлого века Саша Черный, «давайте спать и хныкать и пальцев в небо тыкать». И это занятие не только интеллигентов, как думал Саша Черный, но и большой массы народа. Не случайно именно у нас появился выразительный сказочный проспавший до 33 трёх лет богатырь Илья Муромец. А пробуждаться страшно не хочется, потому что действовать – означает брать на себя ответственность. Причина лени – это нежелание ответственности. Гораздо лучше пожаловаться. Есть прекрасное русское выражение середины 19 века «поплакаться в жилетку». А гигантская всероссийская жилетка развешена на всех наших просторах, каждый может подойти и в неё поплакать.
Единственное, что мне не понравилось в заметке точного социального психолога Алексея Рощина, так это то, что якобы разговор идёт на кухнях. Нет, это не кухонные дела. Это давно дела чуть ли не государственные. Это всеобщее желание ныть и ничего не делать. И, на самом деле, предпринимательство в нашей стране загоралось очень редко. При Петре загорелось и закончилось, при Елизавете загорелось в лице Волынского и Еропкина, и всё съелось «Бироновщиной». Всё шло сверху. После появления Александра Второго с двух сторон: и со стороны убивающих народников-террористов, и со стороны огромной инертной массы тоже эти реформы стали давиться.
Не приспособлены мы для самостоятельного труда. Спать и хныкать, пальцем в небо тыкать – наш удел.
Сейчас мы не наблюдаем новацию, когда людям больше охота ныть, чем предпринимать. Это естественное состояние нашего общества. Если у интеллигентов Запада это временами, там жалующийся человек – белая ворона, у нас – стаи белых ворон! Обломов – прекрасный человек, ничего не умеющий сделать ни для себя, ни для любимой, ни для Родины. Я не умею делать! Если у европейцев «не хочу, чтобы за меня кто-то решал мою участь», у нас – ровно наоборот – «хочу, чтобы за меня решали мою участь». Я буду жаловаться на того, кто решил неправильно мою участь, но не на самого себя.
Простите, но это всё вполне известные и банальные мысли. Будет ли в ближайшем обозримом будущем иначе? Вряд ли".