За эти два года, как была объявлена реновация, я лишь утвердился в своих убеждениях, что это проект не социальный, а коммерческий в интересах Московской администрации и строительного бизнеса.
Реновация в том виде, как ее трактуют столичные власти, убивает город. Тотальный снос низкоплотной и потому комфортной, далеко не аварийной жилой застройки во имя интересов строительного бизнеса лишает горожан права на землю, сгоняет людей с обжитых мест. Рвутся десятилетиями налаживаемые связи с окружением и друзьями. Люди это видят и негодуют, выражая свое несогласие на митингах на улицах и площадях. А если на проведение митинга Мэрия не дала разрешение (ведь администрации шум не нужен) – полиция и Росгвардия покажут, кто в городе хозяин.
Так называемые "стартовые" жилые дома по программе реновации являются запрещенной точечной застройкой. Они строятся на игровых, спортивных и детских площадках во дворах существующей жилой застройки, в местах отдыха горожан, лишая нас любимых мест и городского пространства. Новое строительство внедряется на охранные территории парков, лишая нас зелени.
В результате примитивной безграмотности или циничности Московской администрации готовится к сносу чудом сохранившийся жилой массив на ул. Русаковской, построенный еще в двадцатые годы в стиле конструктивизма. По единодушному мнению архитектурного сообщества, авангардный квартал имеет общемировое значение. Так под звучные лозунги заботы о москвичах уничтожается наша история.
Под реновацию изменили СанПиН на инсоляцию, отняв у горожан два часа низкого солнца во имя того же строительного бизнеса в ущерб здоровью горожан. Сами горожане, безвозмездно отдавая свою землю Фонду реновации, получают новое жилье ничем не лучше старого – метр в метр. Те же малогабаритные квартиры, что и в хрущевках, (объявленных реноваторами "морально устаревшими"). Зачем же и в XXI веке вновь плодить морально устаревшее жилье? При этом плотность нового жилого фонда в несколько раз выше старого. Подземное пространство не осваивается, проблема с автостоянками только усугубляется. Так называемые человейники уже нигде в мире не строятся, кроме юго-восточной Азии.
Мы живем в самой большой в мире стране по своей территории с самой низкой плотностью населения 8 человек на кв.км. и почти все население страны сосредоточено в нескольких городах европейской части. Нам не хватает людей освоить территории. Больше того, мы вымираем. Смертность выше рождаемости. И вместо того, чтобы заниматься расселением, строя одноэтажное комфортное жилье на территориях в сельской местности, мы стягиваем население страны в крупные города, взяв курс на создание мегаполисов. Это - геноцид!
В Москве сейчас проходят общественные слушания проектов планировок по реновации. Грустное зрелище. Власть показала свою несостоятельность в этом вопросе. Люди увидели, что своими посулами власть их обманывает. Горожане активно выражают свое мнение и оно не совпадает с мнением властей. Результаты общественных слушаний провальные.
Москва сейчас в связи с реновацией похожа на растревоженный улей. Преобладают протестные настроения. Горожане увидели – пришла беда. В Покровском-Стрешнево запроектирован жилой дом в 72 этажа. Возмущению людей не было границ, даже телевидение вынуждено было отреагировать. В Косино-Ухтомском на месте не аварийных двухэтажных жилых домов тоже запроектировали человейники рядом с озерами ледникового происхождения, природным комплексом с охранной зоной.
Жители Северного Тушино предложили мне в качестве эксперта принять участие в обсуждении проекта планировки в составе рабочей группы. В Москомархитектуры я попросил предоставить всю проектную документацию, включая Обосновывающую часть. Именно там можно выяснить все технические особенности проекта и то, можно ли вообще этот проект реализовать. Дело в том, что горожанам на общественных слушаниях показывают только визуализацию, не всегда правдивую. Профессионалы подвох видят, понимают, что технико-экономическими показателями манипулируют. Чрезмерную плотность застройки на отдельных участках размазывают на всю территорию квартала, скрывая истину. Если взглянуть на трассировку подземных коммуникаций, можно понять, что на последующих стадиях проектирования разработать подземное пространство для устройства паркингов будет невозможно, все занято инженерными сетями. В ряде случаев и высоких деревьев никогда не вырастить, потому что теплотрасса под землей. Визуализация в проектах планировки по реновации – это способ отвлечь людей от слабых и проблемных сторон проекта. Обосновывающую документацию выдать отказались, сославшись на отсутствие депутатского запроса.
Два года назад из уст главного архитектора Москвы мы услышали, что микрорайонная застройка морально устарела, а взамен будет предложена квартальная, более комфортная, как на Фрунзенской. Вот только дети в школу теперь вынуждены будут переходить через дорогу с оживленным движением, чего раньше не было. А когда я сравнил по величине дворы на Фрунзенской с дворами в проекте планировки Северного Тушино, последние оказались в полтора раза меньше по пространству, а высота жилых домов в полтора раза выше. Двор-колодец, какой уж тут комфорт! А если изменить старую пятиэтажную застройку к лучшему реноваторы не могут, зачем берутся? Зачем горожанам менять шило на мыло? В Покровском-Стрешнево жилой фонд был 53 тыс.кв.м, а запроектировано на этом месте 160 тыс.кв.м. Разве это комфорт? Ясно, что не для переселенцев столько построят, а на продажу. Это бизнес за счет городского бюджета!
Разумно было бы обновлять старый жилой фонд, а не разрушать его тем более, что стареет даже то, что мы сейчас строим. Надо бы приостановить процесс старения с помощью капитального ремонта, модернизации и реконструкции. Не снос, но преображение старого, приспособление его к новым условиям эксплуатации – вот, что нам сейчас нужно. Работу над ошибками прошлых лет надо делать на застроенных территориях, улучшая уже созданное. Именно так поступают за рубежом. Там пятиэтажки не сносят, дураков нет, – берегут и содержат старый жилой фонд в образцовом порядке.
Стабильное общество там, где благополучный жилой фонд, а разумная градостроительная политика является фактором национальной безопасности. В Москве же градостроительная политика вредительская. Нынешняя администрация Москву загубит.
Москвичка Анна Нестерова считает, что пришла пора объединиться. Свое обращение она назвала «попыткой достучаться до тех, кто не все мозги променял на два квадратных метра дополнительной площади».
«В городе мало выгодных площадок для застройки. Коммерческое жилье строится на свободных земельных участках, а таких не осталось почти, только на выселках и в промзонах. Реновация позволяет отобрать у вас дорогую землю в обжитых районах возле метро, и одним махом увеличить на ней плотность населения в разы. Естественно, за счет коммерческого жилья - ведь квартир строится намного больше, чем сносится. Эти дополнительные площади город будет продавать - вот и коммерция. Но теперь город, точнее, чиновники, решили стать коммерсантами! Они хотят даже не просто окупить свои затраты, но и заработать на реновации, именно для этого все и затевалось. А вы им в этом будете помогать. Чиновникам очень нужна движущая сила, которая поможет очистить землю под застройку. Эта движущая сила - жадность. Кто мечтает о квартире в 30-этажном муравейнике, не думает, за чей счет банкет. А банкет за счет всех. Жить в районе станет хуже всем. Ну да, переехавшим сперва немножко лучше покажется благодаря паре лишних метров и отделке комфорт-класса (ха-ха!). Но когда они в метро не войдут, им тоже будет хуже. Когда не смогут ребенка в школу устроить, им будет хуже. Когда этот ребенок или они сами получит онкологический диагноз из-за ухудшившейся экологии, практически полностью вырубленных деревьев, им будет совсем плохо, но поздно будет плакать.
Всем остальным, кто не переезжает, хуже станет прямо сразу.
Консультанты на экспозиции подтверждали, что да, все деревья в зонах реновации будут вырубаться, это неизбежно.
Реновация еще не вошла в силу, пока еще в районе живёт столько же людей, сколько и до нее, несмотря на то,что часть уже переселили. А что будет потом? Пример. На ул. Федина вместо трех дворов для четырёх пятиэтажек (320 квартир) один двор будет обслуживать население из 14 пятиэтажек (1090 квартир). То есть на детскую площадку в этом дворе будет претендовать в 3.5 раза больше детей, чем раньше во дворе пятиэтажки! Это точно тот "комфорт", которого вы ждёте?
По-вашему, на чем будут ездить дополнительные 30% населения района, о которых говорили проектировщики реновации? Или вы считаете, что метро не переполнено?
Не нужно быть математиком, чтобы понять: за "бесплатное" все равно кто-то должен будет заплатить. Чиновники не хотят строить вам квартиры за счет бюджета, они хотят заработать! Значит, заплатят те новые жители района, кто купит лишние квартиры и тем самым увеличит население. А расплатятся и ваши соседи,которые не переезжают, и вы сами: ведь за уплотнение негативно скажется на всех.
Вы поймете это тоже, когда пройдёт ослепление от сверкающего хромированного полотенцесушителя.
Многие из нас, кто в ужасе от проекта реновации Северного Измайлова, живут в домах 60-х годов постройки, у нас есть семьи, мы думаем именно о своих детях, о внуках. Где они будут жить, чем дышать. Мы не хотим, чтобы они жили в городе с убитой экологией, чтобы падали в обморок в набитом вагоне, мы не хотим, чтобы они болели, надышавшись свалочными газами от увеличившихся на 30% свалок. Вы о своих не думаете, вам "после нас - хоть потоп"? Готовы переехать в 30-этажки, 40-этажки, ценой уничтожения нормальной городской среды?
На фото - новый микрорайон в районе Ховрино. Это 24-32-этажные дома, построенные примерно с такой плотностью, как в проекте пларировки квартала 47 Северного Измайлова. Хотите жить в таком районе?
Мы не против вашего переезда из пятиэтажек. Мы против превращения района в высотное гетто.
До 17 декабря включительно можно подать в префектуру замечания к проекту. Наше мнение - чтобы обеспечить нормальные условия для жизни, проект должен быть разработан с нуля с учетом всех норм, в той этажности, которую обещал мэр С.Собянин (6-14 этажей), без уплотнения района.
Думайте!»
На фото: Так выглядит "комфортное жилье" в Ховрине по версии московских реноваторов. Фото Иван Медведев