Софья Русова
Напомним, что 8 октября перед терминалом D в аэропорту Шереметьево сотрудниками полиции была задержана бортпроводница и глава Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова за попытку проведения одиночного пикета. Илона пришла работать в «Аэрофлот» в 2000 году, а в 2016 году стала руководителем профсоюза. После пикета Борисова узнала, что уволена за дисциплинарные взыскания, одно из которых она получила за то, что появилась на работе в платье вместо брючного или юбочного костюма, который «Аэрофлот» настоятельно рекомендует носить офисным сотрудникам.
В конце октября профсоюзные активисты подали заявку на проведение митинга в Москве на Суворовской площади, но им отказали. Теперь до обсуждения проблем дошли в Госдуме. Ведущий круглого стола депутат Госдумы Валерий Рашкин отметил, что никогда еще на подобных мероприятиях не было такого количества представителей профильных и смежных ведомств. В зале присутствовали представители Минтруда, Роструда, Минтранса, Генпрокуратуры, Ространснадзора, Росавиации, МВД, ФНС, Министерство социального развития и представители нескольких авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота» и «Сибири».
600 пострадавших от произвола в одном "Аэрофлоте"
Открывая серию докладов, Илона Борисова начала с последней новости, которую ей сообщили сотрудники авиакомпания «ИрАэро»: у компании образовалась трёхмесячная задолженность по зарплате, из-за этого три экипажа широкофюзеляжных самолетов «Boeing 777» застряли в Китае без возможности вернуться домой, так как самолеты арестованы. Борисова отметила, что вероятность банкротства компании очень высока, а зарплаты бортпроводников совершенно неконкурентные : «Меня особенно поразило то, что в ней бортпроводники получают белую зарплату в размере всего 25 тысяч рублей».
Проработавшая почти двадцать лет в «Аэрофлоте» и уволенная после публичной критики топ-менеджмента компании, Борисова продолжает бороться за права других бортпроводников.
«Поскольку на флагмана гражданской авиации устремлены и взоры других авиакомпаний, хочу поделиться подробностями, - заявила она, - практика отношений между «Аэрофлотом» и работниками перенимается и другими компаниями, прежде всего дочерними. «Аэрофлот» создал невыносимые условия труда для неугодных работников. Мы насчитываем более 600 несправедливо пострадавших от этой политики. Их укоряли «некрасивым лицом», предпенсионным возрастом, излишней полнотой, хотя все медицинские комиссии ими были успешно пройдены. За это работников «били рублем», понижая надбавку «за личный вклад». Руководство унижало и оскорбляло работников и даже рекомендовало провести пластические операции».
В 2016-2017 годах ботпроводники «Аэрофлота» столкнулись с трудовой дискриминацией, которая выражалась в требованиях соответствовать заявленным размерам форменной одежды. Несколько бортпроводниц обратились в суд и после долгой тяжбы все-таки его выиграли: из локального акта требований к бортпроводникам был исключен пункт о соответствии размерам одежды. Но в конечном итоге попытки защитить свои права приводили к ухудшению положения работников или к их увольнению.
Борисова отметила, что к нелояльным бортпроводникам продолжают использовать стандартные меры воздействия: ставят работать в смены с короткими и сверхкороткими рейсами с минимальным междусменным отдыхом, применяется перевод на полеты исключительно по российским направлениям, что снижает заработную плату в части начисления суточных, на складе по прежнему отсутствует форма больших размеров.
Бывшая бортпроводница рассказала, что если внешний вид не соответствует требованиям, то бортпроводник может быть отстранен от рейса: «Работодатель даже не понимает, что его фразой в локальных документах он нарушает 76 статью Трудового кодекса, в которой четко прописаны основания, по которым человек отстраняется от работы».
Часто бортпроводники жалуются и на качество формы: она изготовлена из синтетики. Летом в ней жарко, зимой холодно. «Проводник не может составить свой собственный комплект, исходя из своих личных ощущений комфортной температуры. Например летняя форма красная – в ней может быть только платье и жакет. Предписываются температурные границы, когда жакет должен быть надет, а когда его можно снять. Если на борту 20 градусов, но проводнику жарко, он все равно обязан быть в жакете. Но у всех же температурные предпочтения разные! Зимняя форма – синяя. В неё добавлена безрукавка, но кто-то мерзнет. Вот эта принудиловка носить один и тот же комплект, чтобы все были одинаковые – это тоже безобразие», – отметила Борисова в разговоре с корреспондентом "НИ".
На круглом столе рассказали о том, что авиакомпания пристально следит за своими сотрудниками и в интернете: «Аэрофлот» запрещает бортпроводникам любое общение с прессой. Это прописано в дополнительном соглашении к трудовому договору, где предусмотрена ответственность за разглашение подобной информации. Также постоянно мониторятся средства массовой информации в целях выявления сотрудников, которые позволяют себе негативные высказывания в адрес работодателя.
Одна команда, условия разные
В 2006 году «Аэрофлот» стал членом международного альянса SkyTeam, который включает в себя 20 крупнейших авиакомпаний мира. Компании, входящие в альянс, обязаны предоставлять своим сотрудникам льготные билеты, однако и в этом сотрудников «Аэрофлота» ущемляют. Об этом говорила не только Борисова, но другие участники круглого стола.
Авиадиспетчер Татьяна Ганашилкина отметила, что уровень жизни работников стремительно снижается из-за отсутствия индексирования зарплаты, несовершенной сетки оплаты труда, повышения цен на билеты для сотрудников компании и санаторно-курортное лечение.
«Билеты всегда выдавали как компенсацию за работу в сложных условиях, за стаж, за добросовестный труд. Теперь это стало инструментом для манипулирования работниками, доходит до шантажа. С шестого ноября этого года корпоративные билеты подорожали в среднем на 30% по Европе и 50% по России. Ежегодно растут доплаты за санаторно-курортное лечение. Я многодетная мать и по программе «Мать и дитя» могу взять с собой на отдых только одного ребенка. У меня оклад 15 тысяч, поехать полной семьей невозможно. «Аэрофлот» позиционирует себя как компания со средней зарплатой в 44 тысячи рублей. Я, человек с 30-летним стажем, явлюсь «нелояльным» сотрудником для авиакомпании. Идет избавление от профессионалов, от сотрудников с большим стажем. Проводят увольнение по возрастному признаку», – отметила диспетчер.
Женщина надеется, что на проблему обратят внимание в международном альянсе:«У меня есть обращение к международному Альянсу SkyTeam – уважаемые коллеги по международному сотрудничеству. «Аэрофлот» незаконным образом лишает права пользоваться своих сотрудников международной системой льготных билетов для сотрудников авиакомпаний - членов альянса, а пассажиров незаконно лишает бонусных миль в одностороннем порядке. Мы обращаемся в штаб- квартиру международного Альянса с просьбой дать оценку действиям чиновников и юристов Аэрофлота».
При этом отметим, что что сотрудники других международных авиакомпаний из альянса часто устраивают забастовки в связи с непригодными и тяжелыми условиями труда. Только в случае с французской или итальянской компание речь идет о мощном массовом профсоюзном движении, игнорировать которое руководство не может.
Только не членам профсоюза
Президент Шереметьевского профсоюза лётного состава Игорь Дельдюжов рассказал о недостаточном финансирование летных училищ, дефиците летного состава и низкой зарплате в училищах.
По мнению профсоюзного лидера, крайне важная проблема – это переутомляемость членов экипажей: «Существует приказ Минтранса номер 139 об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа воздушных судов гражданской авиации. Авиакомпании теперь стали трактовать его в свою пользу. Убирают из рабочего времени промежуточную стоянку в аэропорту, которая длится 2-3 часа, и засчитывают её за отдых. Постоянно происходят попытки сократить дополнительный отпуск. Летчики и бортпроводники работают шесть дней подряд и сутки отдыхают. Суммарно проводники отдыхают меньше, чем офисные работники. По сравнению с международными авиакомпаниями наши пилоты отдыхают на 50-70 дней меньше. Если отпуск сократят ещё, то дефицит летного состава у нас только усилится».
Член президиума Шереметьевского профсоюза бортпроводников ПАО «Аэрофлот» Ирина Щербакова отметила, что коллективный договор требует пересмотра, в частности, положение о заработной плате должно стать частью коллективного договора. Сейчас, по словам Щербаковой, приложения к договору постоянно корректируются в сторону ухудшения работодателем условий труда в виде специальных локальных актов. Постоянная индексация зарплаты так же должна быть внесена в сам коллективный договор: на сегодняшний момент зарплата бортпроводников не индексировалась с 2012 года.
Остались должны
Представитель работников бывшей авиакомпании «Вим-Авиа» Ольга Шерстнева рассказала, как бывшие сотрудники несколько лет борются за то, чтобы получить невыплаченную им зарплату.
О проблемах в «ВИМ-Авиа» стало известно в сентябре 2017 года, когда по всей стране были задержаны рейсы перевозчика. В том же году было возбуждено уголовное дело против менеджеров «ВИМ-Авиа» : фигурантами оказались владелец и сопрезидент компании Рашид Мурсекаев, гендиректор Александр Кочнев, его бывший заместитель Алевтина Калашникова и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. Мурсекаев и Калашникова покинули страну. Сейчас стало известно, что сбежал из страны и один из бывших гендиректоров компании Вячеслав Кононеко
В середине ноября этого года Генеральная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего генерального директора авиакомпании «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой. Ущерб, который нанесли авиакомпании обвиняемые, превысил 674 млн руб. Кроме того, они похитили 1,6 млрд руб. кредитных средств на приобретение двигателей для самолётов. По мнению Шерстневой контролирующие и правоохранительные органы бездействуют и занимают непонятную позицию либо по причине непрофессионализма, либо личной заинтересованности.
В течении нескольких месяцев до своего банкротства “Вим-Авиа” на выплачивала заработную плату сотрудникам, а впоследствии ее владелец уехал из страны, оставив коллектив с большими долгами. Но увольнять персонал по Ст.80 Трудового кодекса ( нарушение условий трудового договора работодателем) временно назначенное руководство отказалось. Жалобы в Роструд и Росавиацию никаких результатов не дали и под давлением нового руководства и угроз остаться без летных и иных документов были вынуждены уволиться по собственному желанию. Но в дальнейшем столкнулись с финансовыми претензиями в свою сторону по ученическим договорам и подотчетным средствам. Т.е. авиакомпания начала судиться и требовать возмещения расходов на обучение, так как работники уволились по собственному желанию, не отработав положенного срока. Судебные процессы продолжаются до сих пор. Так же бывшие бортпроводники выяснили, что в 2013 году были представлены в Пенсионный фонд России как инженеры технических служб, тем самым потеряв льготную пенсию за весь год, так как категория вредности инженеров и бортпроводников серьезно отличаются.
Больше месяца назад редакция "НИ" отправила о запрос в пресс-службу «Аэрофлота» с несколькими вопросами: «Существует ли в компании ограничения для выполнения полетов на международных рейсах по возрасту, внешним характеристикам для бортпроводников?», « По какой причине была уволена бортпроводница Илона Борисова?», однако авиакомпания проигнорировала требование Федерального закона о СМИ и никаких ответов не предоставила.
Резюмируя итоги круглого стола, участники выразили надежду, что их проблемы будут услышаны и поняты, а для улучшения условий работы в ближайшее время депутаты внесут необходимые поправки в трудовое и отраслевое законодательство.