Юрий Антипов, независимый технический эксперт
Что значит "неадекватное поведение самолета"? Это означает, что не было однозначной и жёсткой зависимости между органами управления (джойстика) и положением механизации управления. Проще говоря, это ровно та ситуация, когда вы давите на тормоз автомобиля, а машина и не думает останавливаться, либо уходит куда-то в сторону.
Теперь посмотрим, что показали беспристрастные датчики, параметры которых записал "чёрный ящик" (FDR) самолета. Я взял данные по джойстику (аналог штурвала) и сравнил их с данными по углу отклонения рулей высоты. Сделал выборку всего лишь для двух действий пилота по управлению джойстиком и соответствующую реакцию рулей высоты на эти действия пилота. Оба воздействия на рукоять управления взяты с данных FDR за 4 секунды до момента времени, когда самолёт первый раз столкнулся с ВПП.
Итак, фото №1.
Смотрим на график бордового цвета. Угол отклонения джойстика. Пилот сначала уводит джойстик на отрицательный угол, а затем переводит джойстик на положительный угол отклонения. Обратите внимание, что и максимальное значение угла отклонения и энергия отклонения (площадь под полупериодом) явно превалируют в положительной области над отрицательной областью.А как на это отреагировали рули высоты самолёта?
Смотрим на фото №2.
Угол отклонения руля высоты. Вроде бы адекватно, та же самая синусоида, как и на джойстике...Но...Достаточно было сделать всего одно дополнительное построение - провести горизонтальную линию жёлтого цвета, обозначающую отклонение руля высоты "0" градусов и обозначить максимальное значение угла в отрицательной области (-20 градусов), как картина адекватности реакции рулей высоты на движение джойстика сразу исчезает. Рули высоты и по площади энергии воздействия, и по максимальному отклонению явно стремятся к отрицательной области отклонения угла. Пилот тянет джойстик в (+), а рули высоты стремятся в (-).
Таким образом, датчики подтвердили слова КВС о неадекватности поведения самолёта перед посадкой. По крайней мере, за 4 секунды до приземления, что и послужило толчком к дальнейшей череде трагичных событий.
Напомним, что в результате аварии погиб 41 пассажир из 73, находящихся на борту. По давней российской (и советской тоже!) традиции следствие первым делом ищет вину экипажа, а не ошибки и огрехи в конструкции самолета, в который вбухали десятки миллиардов бюджетных рублей, но так и не довели его до ума. Плохая управляемость "суперджета" - не единственная проблема этой машины. Сразу после аварии я указывал на то, что амортизаторы самолета не выполнили свою роль при жесткой посадке, и слишком сильный удар привел к пожару топлива.
КСТАТИ
Ни самая масштабная катастрофа года, ни выявленные проблемы самолета не сказались на планах "Аэрофлота" и дальше закупать "суперджеты".