Posted 5 октября 2019, 18:08

Published 5 октября 2019, 18:08

Modified 7 марта, 15:32

Updated 7 марта, 15:32

Катастрофа Суперджета: почему задняя дверь была открыта и кто в этом виноват

5 октября 2019, 18:08
Сюжет
Авиация
На днях было объявлено, что вся вина за сгоревший Суперджет в Шереметьево ложится на командира экипажа этого самолёта. И пока только ему единственному предъявлено обвинение за гибель большого количества людей. Хотя очевидно, что его вину должны разделить и другие члены экипажа.

Юрий Антипов, независимый технический эксперт

Напомню, что Следственный комитет России (СКР) предъявил обвинение командиру экипажа самолета Sukhoi Superjet 100 компании "Аэрофлот" Денису Евдокимову по делу о катастрофе в аэропорту Шереметьево, произошедшей в мае этого года. Его обвиняют по статье о нарушении правил безопасности полетов.

Катастрофа "Суперджета", принадлежавшего авиакомпании "Аэрофлот", произошла в Шереметьево 5 мая. Самолет, выполнявший рейс Москва - Мурманск, экстренно вернулся в аэропорт и, совершив жесткую посадку, загорелся. В результате погиб 41 человек из 78 находившихся на борту.

Почему так много людей оказались в огненной ловушке и не смогли вовремя выбраться из салона? Да потому что задняя дверь была открыта! Именно она, по моему мнению, оказала самое фатальное воздействие в этой драме.

Как стало известно, КВС в своё оправдание заявил следователям, что задние двери были кем-то открыты, и командир этого судна, тем самым подтвердил то, что было мною озвучено спустя всего один день после трагедии. Но в своих анализах технических ЧП меня мало интересуют субъективные мнения, как, например, в этом случае мнение КВС. Тем более, когда обвиняемый всегда хватается за любую соломинку, чтобы постараться смягчить себе наказание. Поэтому, если предположить, что КВС ВООЧИЮ НЕ ВИДЕЛ во время пожара открытые двери (дверь), он сейчас просто может цепляться за опубликованное ранее моё мнение.

Что ж, несмотря на то, что я уже анализировал задние двери сгоревшего Суперджета, сейчас возьму "лопату" и копну чуть поглубже в историю с задними дверями.

Для начала разберёмся с конструкцией дверей самолёта на примере Суперджета, хотя принцип их устройства примерно одинаков на всех самолётах.Итак, двери открываются наружу и вперёд по ходу самолёта.

См. фото №1.

Как видим, дверь достаточно далеко выезжает из фюзеляжа и создаёт большое усилие на механизм открывания. На фото №1 видим широкую дверную петлю (выражаясь бытовым языком), на которой весит массивная и тяжёлая открывшаяся дверь.

А теперь на фото №2 посмотрим, как механизм открывания двери закреплён с внутренней стороны фюзеляжа. Чтобы удержать открывшуюся дверь, да ещё на приличном расстоянии от внешней поверхности фюзеляжа, "дверные петли" представляют собой очень мощную конструкцию. И вся нагрузка от тяжёлой двери, выдвинутой наружу, ложится на силовой шпангоут, обрамляющий дверь в месте крепления механизма к фюзеляжу. При закрытой двери эта нагрузка, практически отсутствует, так как дверь опирается на профили дверного проёма. Более, того, сама дверь стремится "завалится" внутрь, т.к. её центр находится чуть выше центральной осевой линии цилиндрического фюзеляжа.Но стОит двери даже немного открыться наружу, как вырывающие усилия в местах крепления "дверной петли" достигают очень значительных значений. Потому и сама дверь и обрамляющий дверной проём сделаны из усиленных профилей. И если это понятно, то перехожу к сгоревшему Суперджету.

На фото №3 показан дверной проём его задней правой двери. Да, та самая задняя правая дверь, которая, по мнению (бездоказательно) работников МАКа (назвать их экспертами - у меня язык не поворачивается) была во время пожара в закрытом положении.И сразу виден пустой (без двери) дверной проём. А ведь конструкция двери гораздо массивнее и прочнее, чем конструкция самого фюзеляжа, она должна была остаться в дверном проёме, тем более, что её габариты больше габаритов дверного проёма.

И далее, первое. Дверная коробка по внутреннему контуру обгорела, хотя эта часть дверного проёма при закрытой двери должна была находится между двумя слоями металла.

Второе. Закопчение дверной коробки справа в месте нахождения "дверной петли" явно неоднородное. Но при закрытой двери, на обгорание дверного проёма петля не может оказать никакого влияния, т.к. находится внутри фюзеляжа. И только при открытой двери петля выходит наружу и влияет на обгорание этой части "дверной коробки".

И третье. Там, где дверной механизм крепится к силовому профилю дверного проёма (очень массивному профилю) видим, что металл, попросту, вырван (показан стрелками). А это значит, что место крепления двери к фюзеляжу находилось под очень большим вырывающим усилием, что может быть только при открытой двери.И получатся, что задняя правая дверь после остановки самолёта и бушевавшего снаружи самолёта пожара, всё таки, была открыта.

Если смотреть на фото №3, она была сдвинута наружу и вправо от дверного проёма. А когда "дверная петля" не выдержала нагрузки от температуры и большого усилия, тяжёлая дверь, вырвав металл в месте своего крепления, завалилась на фюзеляж, проломила остатки более лёгкого и мягкого от температуры шпангоута фюзеляжа (на фото№3 справа) и упала внутрь. Её каркас мы и видим внутри самолёта.

Думаю, защита КВС возьмёт результаты этого анализа для хотя бы частичной реабилитации своего подопечного.

Подпишитесь