Эксперты и чиновники раскритиковали поправки. Как отмечает источник в Минкомсвязи, опыт блокировки Telegram некоторых ничему не научил, сообщают "Ведомости".
Опасно вносить законы, которые дискредитируют власть в глазах граждан и к тому же технически нереализуемы, отмечает он. Кроме того, иностранные ресурсы вряд ли будут исполнять требования российских властей о блокировке пользователей, считает другой чиновник: "И что тогда? Блокировать сами сервисы толком мы не умеем".
По словам аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, смысла блокировать аккаунт нет, так как тут же можно завести десятки новых.
Интернет в России изначально был территорией свободы, а власти к этому относились спокойно, потому что главным считался контролируемый ими телевизор, напоминает политолог Алексей Макаркин. Но молодые россияне включают телевизор крайне редко, политическая значимость интернета выросла и теперь "китайскую стену" начали создавать на ходу, отмечает эксперт.
Когда государство вводит запреты, оно не слишком заботится о том, как именно они будут реализовываться, отмечает политолог Аббас Галлямов.
Напомним, 8 октября стало известно о том, что в Госдуму внесен новый закон о блокировке в Сети.
Авторами законопроекта являются председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас, известный и ранее рядом ограничительных инициатив, а также сенаторы Александр Башкин, Людмила Бокова и Александр Карлин. Теперь они предлагают блокировать пользователей e-mail-сервисов и мессенджеров.
"В целях распространения на электронные почтовые сервисы обязанностей, возлагаемых действующей нормой закона на мессенджеры, новая редакция устанавливает общее для них понятие – "организатор сервиса обмена сообщениями", - цитирует слова Андрея Клишаса агентство РИА "Новости". - Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения в КоАП России, предусматривающие соответствующую административную ответственность указанных организаторов сервисов. Одновременно законопроектом корректируются положения закона, касающиеся ограничения переписки. Так, на практике целесообразно полностью блокировать пользователя, а не отдельные отправляемые им сообщения".
Андрей Клишас отметил, что законопроект предусматривает исключение из действующего законодательства положений, противоречащих Конституции и обязывающих организаторов сервисов обмена сообщениями проверять содержимое и давать оценку правомерности отправляемых пользователями электронных сообщений: "Законопроектом на оператора будет возложена обязанность исключительно по блокировке передачи пользователем электронных сообщений и только на основании информации и соответствующего требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Указанное изменение позволит не только более эффективно противодействовать угрозам, но и обеспечит соблюдение прав граждан, гарантированных Конституцией".
За невыполнение обязанностей по идентификации пользователей, обеспечению технической возможности отказа пользователей от получения электронных сообщений от других пользователей, а также ограничению рассылки и передачи сообщений в случае и порядке, определённом правительством, предусматривается штраф для граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.