Posted 6 сентября 2019, 14:59

Published 6 сентября 2019, 14:59

Modified 7 марта, 15:25

Updated 7 марта, 15:25

Вместе против УК: как москвичи учатся отстаивать свои права

6 сентября 2019, 14:59
В занудной и практически бесперспективной войне жителей с управляющими кампаниями случился перелом. Районные суды Москвы все активнее выносят решения в пользу пострадавших граждан и взыскивают с них ущерб, исчисляющийся суммами с шестью нулями.

Людмила Бутузова

Вот только что за залитую по вине УК квартиру житель пятиэтажки по ул. Ферсмана Иван Чудаков получил более 130 000 рублей. "Жилищник" хотел отделаться десятью тысячами и даже подавал апелляцию в Мосгорсуд, но решение Гагаринского суда оставлено в силе.

С чего вдруг такая поворот в сторону униженных и искорбленных? А вот не поверите: за УК взялся «Ревизор ЖКХ». На самом деле это общество по защите прав потребителей – не государственная организация, созданная всего лишь год назад простыми гражданами из Академического района столицы. Ну не совсем, конечно, простыми. Тут каждый второй – активный боец за свои коммунальные права да еще и убежденный, что управляющая контора должна как положено работать на благо жителей, а не создавать им проблемы и уж тем более не залезать в карман при каждом удобном случае.

- Реальная работа УК с каждым годом уходит все дальше на задний план, - масштабно охватывает проблему Лада Юрьева, одна из активисток «Ревизора», за годы своей личной истории с управляющей компанией накопившая на нее пару папок компромата. - Качество услуг ухудшается, дома - ветшают... Но зато в ЖКХ сформированы уникальные и совершенно незаконные схемы, вроде платы за «запирающее устройство”, мухлеж со счетчиками тепла в летний период, недогрев воды до положенных нормативов. Многие додумались приписывать людям несуществующие долги за электричество и понуждать оплачивать их “заглушками” на канализацию. Все это только для того, чтобы заработать на доверчивых потребителях. По тысяче рублей с каждого жильца - вроде бы, мелочь, но эти «мелочи», помноженные на сотни квартир, миллионами оседают в карманах коммунальщиков. Многим это не нравится и они хотели бы вернуть украденные деньги, но нет навыков для защиты своих прав. Рядовой житель, прикинув в уме перспективы, и сколько он потратит сил, времени и денег на юристов, решает «не связываться», промолчит и заплатит. Вот так жители сами, своей пассивностью и безграмотностью, провоцируем коммунальных жуликов к «схемотворчеству», - заключает Юрьева. – Но мы решили с этим бороться и выводить «жулищников» на чистую воду. Официально зарегистрированный «Ревизор», получивший статус юридического лица, теперь имеет право защищать жителей в судах. Интересная деталь: для истцов услуги «ревизоров» бесплатны. Гонорар выплачивается за счет управляющей кампании – как процент от штрафа, который начисляется по решению суда виновнику сверх суммы компенсации, которая присуждена потребителю. Для тех, кто не въехал: чем больше косяков нашли у УК, и чем они весомее в денежном выражении, тем больше получит пострадавший и его защитник. Иногда дело даже не в этом – в суде реабилитируются жильцы какой-нибудь несчастной квартиры, на которую бессовестные УК пытаются взвалить вину за коммунальную катастрофу в целом подъезде.

Такая ситуация была, к примеру, в одном из домов в Хамовниках: квартиры жителей залила соседка сверху. Потоп шел с пятого до первого этажа. Ущерб - миллионы рублей. В актах значилось - “залитие из квартиры №*** по причине лопнувшей гибкой подводки к унитазу”. Страховки у владелицы квартиры, из которой произошло залитие - не было. Женщина сама чуть не утопилась от горя и свалившихся на нее долгов. «Ревизор» взялся помочь. Привлекли специалистов для независимой экспертизы и выяснили, что причина аварии - вовсе не “гибкая подводка”, а шаровой кран на вводе в квартиру, который расположен на стояке. Такой кран - часть общего имущества собственников в многоквартирном доме, и по закону за него отвечает управляющая организация.

- Но каков маневр! - возмущается Лада Юрьева. - Не просто уйти от ответственности, но переложить её на жильца! Пусть остальные предъявляют претензии к ней - всё равно они не поймут что к чему. Но только вышло по-другому. Да, процесс шел непросто. "Ревизору"пришлось доказывать и то, что управляющая организация намеренно исказила причину залития, и то, что за кран отвечает управляющая организация, и то, что указанная в акте “самостоятельная замена” - мало того, что не имела места, так даже если и была произведена – не оказала бы влияния на ситуацию. Итог - победа, и вступившее в силу решение суда. Ответственность несет управляющая компания, именно она оплатит многомиллионный ремонт залитых квартир, но не эта женщина сверху, на которую грешили. Лично я думаю, что защитить невиновного человека не менее важно, чем наказать мошенников.

Иски жильцов приблизительно по тем же проблемам находятся сейчас на рассмотрении в Хамовническом, Перовском, Кунцевском и других райсудах.

Корреспондент «Новых Известий» позвонила наугад в одну из управляющих кампаний Кунцевского района, которая налетела на судебный штраф за неуемную любовь к железным ломам на московских крышах.

- Не-не! Больше с ломами на крыши не пускаем, - заявил инженер Локтионов, у которого других инструментов для гастарбайтеров сроду не было, а теперь оказалось, что существуют и «нормальные технологии по уборке крыш» - Купили рабочим деревянные лопаты и метелочки.

Правда, зима еще не скоро. Но и «Ревизор» может оштрафовать на деньги не один раз.

С Иваном Чудаковым так и получилось, потому что до его УК в Академическом районе с первого раза не дошло. В прошлом году квартиру Ивана на улице Ферсмана заливало семь раз: как крыша потекла, так в комнате аквариум. Стал искать варианты, чтобы заставить коммунальщиков исправиться. Ноги привели в «Ревизор», и тот выиграл иск в его пользу. Мужчина отремонтировал квартиру, но ее опять залили. «Ревизор» снова подал в суд. И снова они с Чудаковым выиграли.

Только что на радостях Иван разместил в Фейсбуке платежку на 130 000 рублей – деньги за его муки с крышей уже пришли, можно хоть сейчас начинать ремонт в квартире, не дожидаясь таянья снегов. Френды визжат от восторга. Но под постом были и такие отклики, что эта платежка - наглая реклама «Ревизору», и не такие уж общественники крутые, чтобы укатать коммунальщиков. Ну, по первых есть подозрение, что писали как раз те, кто не смог всучить Ивану 10 тысяч рублей за семь потопов. А во вторых, почему бы и не сделать рекламу маленькой общественной организации, которая наводит ревизию исключительно для того, чтобы защитить жителей Москвы от больших коммунальных неприятностей.

Подпишитесь