Согласно майским указам, зарплаты, например, врачей должны быть не ниже двукратного размера средней зарплаты по региону. Всего же в 2012 году было выделено 12 категорий бюджетников. Однако по итогам июля 2019-го все соответствие целям по всем 12 категориям сохранялось только в Ленинградской и Пензенской областях, Алтайском крае и в Чечне. В остальных 81 регионе хотя бы одна из категорий бюджетников по-прежнему недополучает зарплату.
Результат крайне плачевный, но ещё хуже дела обстоят с динамикой изменения соотношения зарплат бюджетников и средней по региону. Ещё не так давно, в апреле текущего года, министр труда Максим Топилин отмечал, что по итогам 2018 года только четыре региона (Мурманская область, Камчатка, Пермь и Тыва) не смогли полностью выполнить майские указы. И вот так, буквально за несколько месяцев четыре аутсайдера превратились в 81. Динамика падения показателей внушительная, но закономерная даже несмотря на то, что президент в феврале 2019 года потребовал сохранять достигнутое соотношение зарплат бюджетников и средней по региону.
С самого начала зарплатные майские указы превратились в соревнование бюрократов по поиску способов, как можно скорее найти способ выполнения указа с минимальными затратами сил и денежных средств. Первым в в дело вступил Росстат, который разработал новый показатель "средний доход от трудовой деятельности". В отличие от "средней заработной платы" он включал в себя теневые доходы, которые достоверно оценить практически невозможно. В итоге средний доход оказался примерно на 10% меньше средней зарплаты. Естественно, выполнение майских указов привязали именно к нему.
Следующим этапом выполнения майских указов стали массовые сокращения, под которые попали медработники и педагоги. Меньше людей занято – больше нагрузка на каждого оставшегося, что формально увеличивает зарплаты. Согласно данным фонда "Здоровье", 58% врачей работают более чем на одну ставку, а 11% - работают сразу на две ставки.
В научной среде прибегали к иным уловкам: сотрудников формально переводили не неполную ставку с сохранением прежнего объёма работы и оплаты. На бумаге всё красиво, а на деле не очень. В 2018 году бюджетные организации ради ускорения выполнения указов к отчётной дате увеличили расходы на фонд оплаты труда, прекрасно осознавая, что это приведёт к дефициту средств в будущем и лишению людей важной части дохода в виде премий, стимулирующих выплат и надбавок (у врачей на них приходится до 80% дохода).
Но денег всё равно не хватало. Так, больницы в Кемерово были вынуждены набрать кредитов на 1,7 млрд рублей на осуществление текущей деятельности, поскольку все прочие поступления уходили на выполнение указов. Но и в финале пришлось выступить Минтруду с заявлением, что отклонение от заданных параметров не более, чем на 5% - это норма, хотя нигде такая норма в документах не прописана и президентом озвучена не была. И сейчас наступил момент, когда кредиты закончились, скрытые ресурсы предприятий исчерпаны, а дополнительных доходов у бюджетных учреждений нет. Итог – потеря контроля за выполнением майских указов.
А из-за "особенностей" учёта зарплат, реальное положение может быть ещё хуже. В исследовании "НИ" системы здравоохранения в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах выяснилось, что ни в одном регионе реальны средние зарплаты врачей не дотягивают до требуемых. И отставание очень серьёзное. Реальность очень сильно отличается от отчётов, и без кардинального увеличения финансирования эту тенденцию не переломить.