Posted 2 августа 2019,, 11:47
Published 2 августа 2019,, 11:47
Modified 7 марта, 15:54
Updated 7 марта, 15:54
Телеграм-канал «Взгляд человека в лампасах», посвященный военной тематике, публикует интереснейший анализ того, почему авианосец «Адмирал Кузнецов» стал предметом не гордости военно-морского флота РФ, а предметом нескончаемых саркастических шуток:
«О судьбе авианосца «Адмирал Кузнецов», одного из важнейших символов и ВМФ РФ, и российских Вооруженных сил в целом, мы уже писали (https://t.me/voenvz/338). Но сейчас военно-политическое руководство страны, по нашим данным, наконец-то всерьез рассматривает два важнейших вопроса, вытекающих один из другого: нужны ли ВМФ авианосцы в принципе — и что делать с единственным кораблем данного типа, остающимся в составе Военно-морского флота? Что делать с многострадальным «Кузнецовым», стоящим в Росляково на ремонте и модернизации — и с корабельными полками, которые должны с него работать, 100-м и 279-м?
От ответов на эти вопросы зависит судьба даже не тысяч — десятков тысяч людей, не только военных моряков и летчиков, но и ИТС, и промышленников, и судостроителей, и подрядчиков… Но проблема куда шире, ибо «Кузнецов» не просто корабль, он носитель идей и символов, объединяющих миллионы граждан нашей страны. Россия с авианосцем — это одна страна, а без авианосца — все-таки уже другая. Пожиже, что называется. С другим масштабом амбиций и размером национальной гордости.
И поскольку национальная гордость касается каждого гражданина России, обсуждение этого вопроса, вникание в детали, в профессиональные тонкости — вполне может и даже должно быть публичным.
Мы долго примеривались к публикациям на данную тему — и долго не могли решиться. Не хватало уверенности, что мы сможем высказываться о столь сложной проблеме с достаточной степенью компетентности. И вот наконец мы можем сказать — с нашей командой стал сотрудничать один из высокопоставленных руководителей ВМФ России. На анонимных, разумеется, основаниях. Его размышления по поводу российского авианесущего флота и легли в основу этих публикаций.
И, разумеется, мы будем признательны любым профессиональным соображениям на данную тему от наших читателей:
Глава первая. «Кузнецов» с родовыми травмами
Это сегодня «Кузнецов» видится широкой публике как уникальная в своем роде (по крайней мере, для ВМФ РФ) и полноценная боевая единица. На самом же деле, заказчики ВМФ СССР и проектировщики рассматривали корабли проекта 1143.5 как сугубо промежуточный этап становления советского авианесущего флота. О том, что никакой полноценной боевой единицей корабль никогда не являлся, поговорим в другой раз.
Планировалось строительство четырех ТАВКР данного проекта (по два на Северный и Тихоокенский флоты) - с тем, чтобы прежде всего с их помощью создать школу корабельных летчиков на самолетах обычной схемы. Через несколько лет подготовленные полки должны были пересесть на принципиально новые корабли — атомные авианосцы проекта 1143.7. Именно данный тип и должен был стать основой авианесущей ударной мощи ВМФ СССР в начале XXI века.
Собственно говоря, согласно данному плану и следуют великие военно-морские державы ближайшего будущего, купившие ТАВКР советской постройки. Китай использует свой «Ляонин» (бывший «Варяг», второй крейсер проекта 1143.5) не более чем как учебно-боевой. Практически аналогичной концепции следует и Индия с «Викрамадитьей». И Пекин, и Нью-Дели уже проектируют и строят авианесущие корабли следующего поколения. И «Ляонин», и «Викрамадитья» в этом смысле очень удобный объект сравнения — на них хотя бы удалось исправить те чудовищные ошибки, которые были допущены при проектировании «Кузнецова».
Давайте перечислим навскидку хотя бы основные из них, наиболее бросающиеся в глаза:
В том числе поэтому китайцы со своего «Ляонина» комплекс «Гранит» убрали.
А для тренировок с корабля его главного ударного оружия — корабельных полков — всегда оставалось не более чем две-три недели. Две-три недели в году! Да и те всегда поздней осенью — когда, мягко говоря, и с наземных аэродромов летать непросто. Вот цена боевой подготовки российской корабельной авиации.
Глава вторая. Дорого, неэффективно, небезопасно
Если некоторые важнейшие недостатки «Кузнецова» были, что называется, запрограммированы заранее, то другие выяснились только во время его службы в составе СФ. Хотя и нельзя сказать, что все из них оказались большим сюрпризом.
Уже по итогам первой боевой службы «Кузнецова» представители многочисленных НИИ провели специальную закрытую научную конференцию. Главный вывод исследований и испытаний всех систем корабля оказался неутешительным. Выяснилось, что одновременный подъем с ТАВКР более чем семи ЛА — небезопасен. Иначе говоря - «Кузнецов» не способен безопасно обслуживать более чем семь взлетевших с него летательных аппаратов одновременно. Все рассуждения о возможности массового подъема с ТАВКР всего авиакрыла — ну или хотя бы 24-х аппаратов — это просто корабельные байки.
Уже во времена Второй мировой американские и японские авианосцы поднимали в воздух одновременно десятки (!) летательных аппаратов — и успешно оперировали ими в рамках поставленных боевых задач. Россия в начале XXI века способна поднять и применять одновременно только семь истребителей корабельного взлета.
А семь Су-33 — это меньше, чем эскадрилья. В условиях реальных боевых действий с настоящим противником в океане — просто ничто.
В результате в 2016-м году во время БС у берегов Сирии два самолета были потеряны целиком по вине аэрофинишеров.
Впрочем, эта системная проблема российских Вооруженных сил, и касается она не только «Кузнецова» и даже не только ВМФ.
Нет нужды описывать, как плохо суровый климат влияет на состояние корабля и на его боеспособность. Недаром Северный флот планировал боевые службы «Кузнецова» именно на зимнее время, когда его отправляли, например, в Средиземное море.
Полностью о «Кузе» здесь