Стоит напомнить, что Байкал из-за больших глубин превосходит по объёму воды, к примеру, Балтийское море, но при этом он пресноводен и его вода считается одной из чистейших в мире. В этом озере содержится до 20% всех запасов пресной воды планеты, а потому его охрана от загрязнения имеет общечеловеческое значение.
"Поправки позволят проводить сплошные рубки леса в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории вне границ особо охраняемых зон, а также переводить земли лесного фонда в категорию земель, где разрешено строительство, - отмечает newsru.com. Возможность получить такое разрешение будет до 1 января 2024, "если нет других вариантов размещения объектов расширения инфраструктуры БАМ и Транссиба". Перечень объектов, которые планируется построить, установит правительство, конкретные объемы и виды работ определят после прохождения государственных экспертиз".
Ранее сплошных вырубок леса на Байкале старались не допускать, а национальный проект "Экология", внесённый в феврале 2019 года в правительство, предлагает разрешить сплошные вырубки в санитарных целях лишь в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории для защиты лесов от вредителей. Также разрешены точечные вырубки поврежденных деревьев в лесах, пострадавших от пожаров.
В РЖД в свою очередь говорят, что расположенные на территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края участки БАМа и Транссиба хоть и входят в границы Байкальской природной территории, но для увеличения пропускной способности железных дорог необходимы модернизация и расширение отдельных объектов инфраструктуры. Всего же планируется вырубить не более 8-10 тысяч гектаров леса вдоль железнодорожных путей, и ни о какой коммерческой заготовке леса речи нет. Но по словам экологов и такое вторжение приведет к разрушению экосистемы Байкала. Ведь в ряде мест железная дорога идет вдоль озера и вырубки все равно будут иметь характер сплошных, а в горных территориях это приведет к эрозии почв, стеканию в Байкал глины, песка и других загрязняющих элементов. Массовые рубки леса в соседних районах уже привели к изменениям климата, в частности - их иногда называют как одну из причин разрушительного наводнения в Иркутской области в минувшем июне. При этом планируемый рост грузопотока по БАМу и Транссибу многие эксперты считают излишне оптимистичным.