Аркадий Дубнов, политолог, эксперт по странам бывшего СССР:
- Как Вы думаете, поездка Гаврилова в Грузию была непродуманной с точки зрения последствий, зная о его участии в абхазской войне, или тем, кто планировал этот визит не важна реакция грузинского народа?
- Я вообще сомневаюсь, что депутата Госдумы Сергея Гаврилова кто-то в Грузию отправлял. Гаврилов - активный деятель Межпарламентской ассамблеи православия - и раньше принимал участие в её мероприятиях. Я не думаю, что он получал какие-то особые указания от спикера Госдумы Вячеслава Володина приехать в Тбилиси и занять кресло спикера грузинского парламента, тем самым вызвав столь мощную волну негодования, которая вылилась в уличный конфликт ярко выраженной антироссийской направленности.
Думаю, что всё гораздо проще и по-человечески примитивнее. В этой ситуации есть несколько составляющих, и все они имеют человеческий фактор. С одной стороны, я не понимаю грузинскую сторону, которая направила приглашение депутату, известному своими, как минимум, неоднозначными, а то и явно антигрузинскими выступлениями. Да ещё и предоставили ему кресло спикера парламента, что вызвало возмущение, а то и ярость депутатов - грузинских радикалов. Ведь официальная Россия находится в недружественных отношениях с Грузией, а еще недавно и воевала с Грузией. Спикеру грузинского парламента нужно иметь большую и мудрую голову, чтобы себе такое позволить. С другой стороны, и у Гаврилова "ума палата", раз он рискнул усесться в это кресло, оправдывая это тем, что ему предложили и он занял кресло спикера, так же как садился и в парламенте Греции на подобном мероприятии. Налицо недомыслие с обеих сторон.
Совершенно, на мой взгляд, неадекватные оценки дали и в руководстве обеих стран. Во-первых выступление Саломе Зурабишвили. Её утверждение о существовании какой-то пятой российской колонны в Грузии меня просто насмешило. Это кто - сторонники Саакашвили, оппозиционные нынешнему грузинскому руководству, пятая колонна? Несовершенны люди, даже если они занимают пост президента Грузии. А что касается заявлений российского МИД, который назвал эти действия заранее задуманной провокацией против России, то это тоже не совсем правомерная оценка - какая может быть провокация среди грузин? Они знали, что спикер парламента специально усадит россиянина в своё кресло, тот выступит, а потом заранее приготовленные ребята-радикалы выступят против этого оскорбления? Я не разделяю такой конспирологии.
Что касается Михаила Саакашвили, то, если правда, что он призывал своих сторонников крушить парламент, как они это делали, то это лишний раз показывает, что его поведение опасно для здоровья страны. Все играют в политику, но в Грузии играют очень темпераментно, эмоционально. Смягчает ситуацию то, что грузины, с одной стороны, очень эмоциональны и легко возбудимы, а с другой - легко отходчивы. Поэтому думаю, что для отношений России и Грузии этот инцидент будет явно вредоносен, но не будет иметь долговременного эффекта.
Марк Урнов, научный руководитель департамента политической науки факультета социальных наук ВШЭ:
- Понятно, что Грузия к официальной России сейчас относится, мягко говоря, недружественно. К простым россиянам, которые туда приезжают, относятся в основном дружелюбно, но на официальном уровне контакты работают плохо. И когда там нагревается внутренний конфликт, идет противостояние между партиями, почему-то все считают необходимым разыгрывать карту внешней опасности.
Впрочем, это характерно не для одной только Грузии. И у нас на маленьких выборах в Московскую городскую Думу если кто-то начинает проигрывать - все это немедленно выводится в контекст большой политики. Наверное, так сама политика и устроена - если хочешь получать поддержку населения, то делай вид, что ты единственная гарантия от чудовищной внешней угрозы.
Конечно, и отправка такого депутата в Грузию, который сел в кресло председателя грузинского парламента, в составе российской делегации была необдуманным шагом. Мягко говоря, не надо было его посылать, если за ним катится такой вот шлейф высказываний, которые в Грузии считают антигрузинскими. И вообще странно, почему представитель традиционно атеистической партии и поклонник Ленина, который призывал повесить как можно больше попов, едет на заседание Межпарламентской ассамблеи православия. Умнее все-таки надо было себя вести. А в итоге получилось сочетание присутствия человека, которого не надо было туда посылать с внутригрузинскими конфликтами, где активно используется карта внешней угрозы. Политика - она такая, грязная.
Будет ли у этой истории продолжение? Понятное дело, что если была такая драка и в ней было много покалеченных людей, то оппозиция будет это раскручивать со страшной силой. Странно было бы, если бы было наоборот.
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:
- Честно говоря, эта Межпарламентская ассамблея православия сама по себе странная. Поэтому с нашей стороны это воспринимается, как провокация самой Грузии. Тем более, там недавно был глава Пентагона, который выразил обеспокоенность тем, что в Грузии много русских туристов и среди них могут быть агенты, как он выразился, КГБ. Грузины же со своей стороны восприняли как провокацию приезд главы комитета Госдумы по развитию гражданского общества, по вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Гаврилова. Про него была информация, что он якобы ранее воевал против Грузии в Абхазии, хотя сам Гаврилов это отрицает.
И, как всегда, сложно предугадать, как Россия в этом замешана - умышленно или по случайности? Я думаю - по случайности, потому что у нас часто просто не просчитывают эффекты от подобных вещей, мыслят прямолинейно - "есть человек, ему нужно поехать". Позиция русского медведя - "нам то что? Мы можем себе позволить всё, что угодно". Потому что мы большая крупная страна, а всякие там Грузии - это периферия бывшего совка, которые в последнее время чего-то там развыступались, а вообще должны быть в нашем ореоле.
Но и грузины как-то уж больно резко отреагировали. Какой-то неожиданный накал - чрезмерно все же устраивать переворот из-за того, кто в чье кресло сел. Если с Украиной еще понятно, что там также как и у нас пропаганда регулярно накачивает население. А в Грузию ведь и поток русских туристов достаточно высокий, и отношения русских с грузинами начали постепенно восстанавливаться. К русским как к туристам у грузин вопросов нет и они недовольны только российским руководством. В Москве же грузины как таковые тоже начали ассоциироваться с хорошими ресторанами и грузинской культурой. И тут вдруг такой непонятный эксцесс.
Возможно, что история в грузинском парламенте была лишь использована как повод, а вспыхнуть могло и в каком-нибудь другом случае из-за чисто внутригрузинских дел. Поэтому эту ситуацию надо комментировать осторожно - совершенно непонятно, с чего она началась и чем она закончится. Обеим сторонам все же лучше избегать дальнейшего накала событий.
Что касается сегодняшнего заявления президента Грузии Саломе Зурабишвили, то оно ведь было сделано в фейсбуке, а не официально и потому на него в принципе можно вроде как бы и не отвечать. В последнее время вообще мы наблюдаем тенденцию, когда политики делают иногда резкие заявления в соцсетях, а потом объясняют, что это не их официальная позиция, а было сделано в состоянии аффекта. И в отношении Зурабишвили тоже понятно, что чтобы ей удержать власть, чтобы линчующая толпа не ворвалась к ней в кабинет, ей надо тоже сказать что-то острое, чтобы провести некий раздел - она тоже в стане антироссийских позиций. А потом можно и дезавуировать это заявление, сказав, что не Россия враг, а то руководство, которое посылает людей вроде Гаврилова, тем самым нанося моральные оскорбления грузинскому народу. И тут оно - так, а в целом - нет.
Аналитик Анатолий Несмиян (Эль Мюрид) пишет:
«Учитывая специфику отношений Грузии и России, приглашение депутата и разрешение ему посидеть на руководящем кресле было избыточно смелым шагом, чем грузинская оппозиция и воспользовалась. Ничего удивительного - руководство России оставило в годы своего правления столько мин на околороссийском пространстве, что целое стадо коров завистливо мычит и вздыхает. Тут хочешь не хочешь, но на какой-нибудь, да подорвёшься. Или вляпаешься.
С Грузией ровно та же ситуация, что и с Украиной - во многом политика Кремля и сугубо личные выпады против грузинского руководства довели дело вначале до резкого охлаждения отношений, затем - до обострения конфликта, затем - до войны. Война 080808 может смело быть поделена между Россией и самой Грузией по степени и накалу идиотизма каждой из сторон. При этом сама война была проведена Кремлем образцово-показательно: военная победа не была конвертирована в политический результат, а признание Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств стало аналогом Минских соглашений - тупика, из которого теперь практически невозможно выбраться.
Так что теперь это всё надолго. Сегодняшний инцидент в Тбилиси - просто демонстрация того, что с этим ничего пока поделать нельзя...»
Диаметрально противоположной точки зрения придерживается другой сетевой аналитик Борис Рожин:
«Скучно и без изюминки. Но тем не менее. В Тбилиси новый майдан.
В целом ничего нового - обычная попытка сменить режим в интересах американской политики на Кавказе.
Задача банальная - создать дополнительные проблемы России на Кавказе, приведя к власти удобный режим, опираясь на который можно будет устраивать различные провокации на Кавказе. Грузины тут банальный расходный материал...»