Posted 7 февраля 2019, 15:16
Published 7 февраля 2019, 15:16
Modified 7 марта, 16:16
Updated 7 марта, 16:16
Людмила Бутузова
Кто бы мог подумать, что первые новоселья поднимут волну недовольств и протестов жителей, даже тех, кто вполне лояльно настроен к программе реновации. Список строительных косяков и отделочных недоработок оказался настолько длинным, что люди переезжали со слезами на глазах, либо вообще отказывались заселяться, требуя дома и квартиры, соответствующие стандартам реновации. Увы, брать приходится то, что есть. Новоселы уже несколько месяцев пытаются привести новые квартиры в пригодное для жизни состояние. Своими силами, без помощи застройщика и без участия городских чиновников, которые фактически саботируют гарантии и обещания, которые предоставлял москвичам мэр Сергей Собянин.
КРИВОЙ ДОМ
Первое «фи» качеству предоставляемых квартир и уровню организации этого процесса переселенцы сказали еще в феврале 2018 года (см. материал «Откровения участницы реновации: Что втюхивают москвичам вместо «хрущевок»). Правда, тогда защитники программы поспешили списать все на экзальтированность граждан и объяснили происходящее неизбежностью технических накладок в самом начале такого трудоемкого процесса. Однако на излете 2018 года, после бравурных чиновничьих отчетов о том, что процесс переселения набирает обороты и уже практически поставлен на поток, недовольство стали проявлять даже те, кто стоял в самом авангарде сторонников сноса «хрущевок».
Вот лишь несколько постов, размещенных пользователями соцсетей в сообществах сторонников реновации (орфография и пунктуация оригинала сохранены).
«Ну что, сопровождал сегодня „оператора“ с хорошей техникой на Профсоюзную 96−1. Сделали фото и видеообзоры 1 и 3-ки, зафиксировали косяки и грубые нарушения строительных нормативов. Трещины и протечки».
«Выявлены нарушения конструктивно-строительных и противопожарных нормативов и Закона Москвы О дополнительных гарантиях… По одной из квартир будет проведена экспертиза».
«В ванной коммуникации для стиральной машины выведены так что свою любимую служившую верой и правдой стиральную машину со стандартной загрузкой с лицевой стороны уже не подключить, либо покупаешь с вертикальной, либо переделываешь заново. На кухне ощущается простор, после своих родных 5 метров, но окон катастрофически не хватает, очень темно даже днём, а это 12-й этаж! Комнатка ощутимо меньше чем в пятиэтажке, плюс съедает жизненное пространство „полуэркер“, отчего комната кажется ещё меньше (разница 4 кв. метра!). Не встроенный электрощит в коридоре также съедает полезную площадь».
«Мне кажется, там справа на первом этаже, на стене кто-то начал писать ответ на вопрос „как вам там живётся?“ и кто-то провалился в подвал, не дописав ответ».
ДОМ ИЗ ЧЕГО ПОПАЛО
«Бессилие и обида — вот два слова, которыми я хочу описать такое отношение» — говорит житель ЮЗАО Лев Семёнович 1951 года рождения, который в октябре прошлого года получил ключи от новой квартиры. — «Я не знаю, за что браться: всё сделано спустя рукава. У дома кривые даже стены. При этом как снаружи, так и в квартире».
Речь идёт о доме по адресу улица Дмитрия Ульянова, дом 27. Это строение как раз является одной из первых ласточек реновации. Дом был построен в 2016 году и не планировался для программы реновации. Однако позже он был включен в фонд программы с задумкой его последующего приведения в соответствие со стандартами, обещанными жителям.
При этом все несоответствия со стандартами программы должны быть выполнены в течение двух недель после передачи квартиры жильцам. Тем не менее, уже по прошествии трёх месяцев, квартиры и общие зоны дома остаются в прежнем состоянии.
Новостройка широко известна в интернете. Десятки активных граждан снимают фото и видео с очевидными недостатками строения. Пишут посты в социальных сетях и блогах, сравнивая затянувшийся процесс доведения дома до стандартов с бесконечным сюжетом скетч-шоу Наша Russia про строительство квартиры персонажами Равшаном и Джамшутом. Однако не все готовы воспринимать ситуацию с юмором. Сообщения большинства жителей больше похожи на жесты отчаяния. Уместно отметить, что жители первых домов в рамках реновации — наиболее активные и лояльные участники программы. Поэтому тем более громко звучит их возмущение.
«Дом построен из *** (продуктов жизнедеятельности человека — ред.) и палок. Со всеми возможными нарушениями многих законов и нормативов. Трёшка, сляпанная из двух однушек иных эмоций, кроме зычного мата ни у кого не вызывала. … Жить там нереально, разве что какому студенту, который надоел родителям. Но это, в принципе, то же самое. Некоторым, вдруг, понравились двушки. Хотя в наше время комната в 10,8 метра вызывает искреннее недоумение. Равно как и кухни 8 с копейками во всех квартирах. Ради любопытства узнал, какая компенсация предлагается однушкам. Маленькой, той где жилая 17,3−17, 5 — меньше 100 тыр уже с вычетом налогов. Большим, с жилой 20.3−20.5 — порядка 730 тыр. так же уже за вычетом 13%. … На верхних этажах трещины в боковых стенках лоджий и свежезамазанные трещины (женщина руку в краске испачкала и полосы видны) в стенке лифтовой шахты. Снаружи межпанельные швы замазаны густым герметиком, чтобы не было видно, как там сделан растворный шов.))) Швы самых разных размеров — от 10 до 1 см. Причем вертикальные по высоте меняют ширину.
Ну все остальное будет подробно изложено в коллективном иске с требованием вывести этот дом из стартовых и запретить переселение в него по реновации. Кто туда рвется могут обижаться. но другого способа защитить интересы людей просто нет. Давайте спокойно ждать строительства нормальных домов. Такого не строили даже в худшие советские и постсоветские годы".
Но вот что интересно. Обсуждая все недостатки новых домов, переселенцы обязательно уточняют — да, многоэтажки, куда они переезжают, изначально строились не по программе реновации (хотя глава столичного Департамента строительства Андрей Бочкарев не раз и не два заявлял журналистам — переселять жителей станут в те дома, которые были переделаны под стандарты программы). При этом они выражают надежду, что уж вот те самые, по-настоящему «реновационные» высотки уж точно будут лучше.
ЭКСПЕРТИЗА ПРИШЛА В УЖАС
Оговорка не случайна. Похоже, в правительстве Москвы понимают, что впарили людям откровенный неликвид и сейчас надо всеми силами погасить накаляющиеся страсти.
В отношении дома на улице Дмитрия Ульянова была проведена независимая экспертиза (документ имеется в распоряжении редакции). Центр независимой строительной экспертизы «Проектирование городской среды" (ПГС) в конце января 2019 года представил подробное заключение на 56 страницах, в котором оценил фактические характеристики дома, включая его эксплуатационное состояние, пригодность для жилья, и работоспособность инфраструктуры.
В рамках подготовки экспертизы эксперты ПГС совершили визуальное и детальное обследование объекта, а также камеральную обработку данных, с целью анализа соответствия дома закрытому перечню требований, зафиксированных в градостроительных законодательных актах.
Эксперты «ПГС» указывают, что в результате экспертизы выявлен целый ряд дефектов, которые являются следствием нарушения технических регламентов и норм строительства. Специалисты охарактеризовали недостатки новостройки как критические и спрогнозировали их негативное влияние на долгосрочность конструкции дома и долгосрочность его эксплуатации. Более того, по результатам камеральной обработки материалов, эксперты делают вывод, что строение создаёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В заключении специалистов перечислен и конкретизирован широкий набор дефектов дома. Оказывается, что дефекты одной из первых ласточек реновации невозможно устранить после завершения строительства, в соответствии с нормативами СП 13-102-2003 и ГОСТ 15467-79. Наиболее критические дефекты, которые могут быть даже еще неизвестны новым жильцам, касаются не только жилых помещений, но и самой конструкции дома: повреждения облицовки смежных панелей в месте примыкания друг ко другу, отделения фасадной плитки от несущих панелей здания и отклонения между гранями смежных элементов стеновых панелей. Последняя группа дефектов — наиболее существенная, поскольку несёт критический характер по нормам законодательства.
Таким образом, если москвичи изначально опасались утраты качества жизни при переезде в новое жилье, сейчас перед ними встает уже вопросы не комфорта, а элементарной безопасности.
ЧТО ДЕЛАТЬ, С КОГО СПРАШИВАТЬ?
Разочарование москвичей в доме, подготовленном для жизни по новым стандартам, ставит два вопроса — кто виноват и что делать дальше. С ходу сложно ответить, какой из них первичен. Тем не менее, как выразилась жительница дома на Дмитрия Ульянова Людмила, если найти ответ на первый вопрос, он приведёт к ответу и на второй.
Ранее СМИ уже связывали дефекты дома с чиновником московского правительства с Алексеем Амелькиным, за подписью которого вводятся в экстрактацию все дома по программе реновации. В декабре прошлого года РБК-ТВ указали Амелькина как лицо, прямо несущее ответственность за качество дома на Дмитрия Ульянова.
А что мы, собственно, знаем о чиновнике, который от имени правительства Москвы гарантирует качество строительства домов «под реновацию» и безопасность жителям, доверившимся программе. Амелькин – лицо не публичное. Одно из немногих упоминаний о нем в прессе связано с ограблением в деревне Новоалександровка Одинцовского района в январе 2017 года, когда из дома чиновника вынесли 20 тыс. долларов, 5 тыс. евро, полмиллиона рублей и драгоценности. Второе упоминание относится к декабрю прошлого года в связи с перестановками в столичных органах власти – Алексея Амелькина повысили в должности до первого зампредседателя комитета государственного строительного надзора (Мосгосстройнадзор).
В счастливый для Амелькина год повышения по службе «Новые известия» связывали его имя с вводом в экстрактацию другого дома — по адресу Карамышевкой набережной, 60. У новоселов было множество вопросов по теме безопасности проживания в «Карамбе».
С точки зрения московских чиновников, этот дом абсолютно надежен и безопасен. Однако в распоряжении "НИ" оказался акт приёмки сооружения на Карамышевской набережной, вызывающий сомнения в добросовестности чиновников, подписавших акт.
Вот свидетельство несостоявшегося новосела, кандидата технических наук строителя по професии Александра Грузинова:
"Как могли дать разрешение на ввод в эксплуатацию в таком новом-полуразрушенном доме, я не знаю, можно только догадываться. Ну, если дом нормальный, то откуда же взялась эта вертикальная нагрузка на межкомнатные стены и стеклопакеты, ведь такую нагрузку должны воспринимать лишь несущие конструкции (стены, опоры, сваи и т.д.)?! А взяться она могла лишь… с потолка! Да, да, именно с потолка, который, также как и пол, на инженерном языке называется мудрёными словами «плиты межэтажных перекрытий». То есть, переводя на русский язык, эти самые плиты не стабильны, они либо деформируются, давая прогиб, либо просто подвижны по вертикали. Но ведь это потолок!!! А ежели он возьмёт, да прогнётся так, что станет крышкой гроба?!"
Отчего бы московским чиновникам взять, да и не перепроверить качество строительства дома № 60? Для чего? Да, хотя бы ради того, чтобы люди спали спокойно, чтобы журналисты не брались за перо, чтобы телекамеры с дотошными репортёрами не мешали спокойно жить членам собянинской команды.
Нет, судя по всему, открестившись от того, что скандальное переселения происходит по программе реновации, власть чувствует себя сегодня уже в полной безопасности. Тем более, что акт о приёмке скандально известного дома 60 подписан был ещё весной 2017прошлого (2017) года.
Из этих документов следует, что подписал "Разрешение на ввод в эксплуатацию" недостроенного дома № 60, что по Карамышевкой набережной, конкретный московский чиновник - Амелькин Алексей Владимирович, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора Москвы.
А вот Заключение о соответствии построенного дома "требованиям технических регламентов, иных правовых нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов" еще 28 апреля 2017 года подписала целая плеяда московских "специалистов":
1. Главный специалист УН9 - Зверев М.В.
2. Консультант УНИИ - Бузанов Д.Н.
3. Советник УНИИ - Османов Р.Х.
4. Советник УНМС - Балабанова И.А.
5. Советник УНМС - Богучава И.Н.
6. Консультант УПН - Никифоров П.Е.
7. Главный специалист УСН - Ворошилова О.В.
8. Советник УСН - Цветкова И.В.
Сколь лет будет стоять этот чудо-дом?
Александр Грузинов с женой (из 20-го дома по ул. Маршала Жукова) поехали смотреть предлагаемую им жилплощадь, исследовали пять этажей, и с уверенностью профессионалов утверждают, что новостройка на "Карамбе" – сплошной строительный брак.
- Вертикальная нагрузка может быть только в несущих стенах, а в межкомнатных стенах её не должно быть вовсе, потому что такие стены не являются несущими конструкциями, а она есть.У соседа, который попросил меня посмотреть его квартиру, я обнаружил вот что: под окном плинтус выгнулся дугой, в одном углу комнаты он уложен "в ноль", в другом углу - плинтус поднят на 10 сантиметров! Это потрясающе! Для меня становится очевидным, что мои догадки о наличии вертикальной нагрузки подтверждаются, и имеет место быть деформация плиты перекрытия", - рассказывает Александр. – Мне 58 лет, я инженер-строитель по образованию, меня учила хорошая профессура. А кто учил тех, кто подписывает в эксплуатацию строительный брак? Они хотя бы видели, что здесь? А я увидел: Ба! А межкомнатная дверь прямо на глазах вышла из стены!
«НИ» поинтересовались у присутствовавшего при этом событии муниципального депутата района Хорошево-Мнёвники Вячеслава Бородулина: а почему в таком случае, если все так плохо, не потребовать проведения вторичной экспертизы новостройки? И вот что он нам ответил:
"Москва не станет этого делать, так как есть акт приёмки дома № 60 по Карамышевской набережной. Нам скажут: хотите, проводите независимую экспертизу. Я уже наводил справки - цены там начинаются от 300 тысяч рублей. Такие деньги сейчас собирать с тех 30 человек, которые не хотят переезжать, не реально".
Но… тут гром грянул. В начале января прошлого года в одной из квартир межкомнатная стена возьми… да и рухни! Вот так, ни с того, ни с сего. Рухнула, да и всё тут. Новосёлы из дома 60 вызвали на помощь телевизионщиков. В выпуске новостей РБК от 11 января представитель застройщика заявил всенародно, прямо с экранов, что ерунда всё это, «дом просто усадку даёт». И ещё «года два давать будет».
Комментарий Александра Грузинова:
-Не должно бетонное сооружение по окончании строительства давать усадки! Постольку, поскольку равномерная априори невозможна (так природа устроена), а неравномерная приведёт к разрушению конструкции! Сэкономили, видать на геоподготовке и геологоразведочных работах. А, в результате, фундамент дома действительно даёт неравномерную усадку. Отсюда и прогиб плит перекрытия, и вертикальные нагрузки там, где их и быть то не должно, и прочая, и прочая, и прочая... Ещё раз: неравномерная нагрузка может привести к разрушению конструкции".
Артем Васильев, технический директор ООО «База»:
-Если москвичи изначально опасались утраты качества жизни при переезде в новое жилье, сейчас перед ними встает уже вопросы не комфорта, а элементарной безопасности. Эйфория от реновации не повод закрывать глаза на строительные дефекты, которые являются следствием нарушения технических норм и регламентов. Подписывая акты о готовности дома к эксплуатации, чиновник берет на себя большую ответственность, ручается за качество и долгосрочность конструкции. Но должно быть предусмотрено и наказание за недобросовестное выполнение чиновниками своих обязанностей, поскольку любой их «косяк» ставит под угрозу здоровье москвичей и снижает доверие к самой программе реновации. Протесты могут возобновиться и превысить начавшуюся в 2017 году волну социального напряжения...
От себя добавим: сценарий весьма вероятный. И тогда источником претензий к Алексею Амелькину будут уже не москвичи, а сам столичный мэр, чей престиж может пострадать из-за действий чиновника.