Posted 30 января 2019, 08:41
Published 30 января 2019, 08:41
Modified 7 марта, 16:23
Updated 7 марта, 16:23
Ирина Мишина
Проезжая по Волгоградскому проспекту мимо панельных пятиэтажек постройки 60-х годов, я невольно притормозила. В крохотном дворике между тремя пятиэтажками, стоящими буквой «П», где раньше росли деревья и была небольшая детская площадка, возвышался забор с надписью: «Фонд реновации. Подрядчик: ООО «ПСК Сигуч». Количество домов: 2, количество квартир: 105, этажность: 10-13 этажей, подземная парковка».
Сначала я подумала, что три пятиэтажки собираются снести и на их месте построить два дома. Но открывшаяся картина потрясла. Забор, огораживающий стройку, буквально примыкал к окнам домов 163 и 161, корпус 1 и корпус 2 по Волгоградскому проспекту. Панельные пятиэтажки были в нескольких метрах от изгороди с логотипом «Правительство Москвы».
Я решила поговорить с жильцами. Но тут возникло препятствие: чтобы добраться до подъездов пятиэтажек, надо было сделать солидный «круг», причем по колено в снегу: его давно никто не убирал. Очевидно, обитателей этих домов уже просто не считали за реально существующих людей…
Наталья Ивановна Б., житель дома 163 по Волгоградскому проспекту: «Три наших дома образовывали крохотный двор, в котором жильцы еще а конце 60-х сами посадили деревья. Потом поставили маленькую детскую площадку. Нам и в голову прийти не могло, что тут вообще что-то можно построить - ведь это придомовая территория… Но в конце октября прошлого года снесли детскую площадку, а в начале декабря вырубили почти все деревья, наш двор обнесли забором и начали забивать первые сваи. Когда их забивали, все в доме тряслось, как во время землетрясения, у меня посуда побилась в серванте…».
Евгений Алексеевич, житель дома 161, корпус 1 по Волгоградскому проспекту: «Вы спрашиваете, почему снег не убирают и к нашим домам подойти невозможно? Так многие просто не вынесли таких условий жизни, сдали свои квартиры мигрантам, а сами живут в съемных квартирах. Представьте, каждое утро у тебя под окном в 8.30 начинается грохот, как во время землетрясения. Кто такое вынесет? Мы писали письма в разные инстанции, вплоть до префектуры и мэрии, просили расселить нас по программе реновации, но нам отвечают, что наши пятиэтажки расселят ориентировочно в 2022-2024 году. Понятно, что нам создали тут невыносимые условия, чтобы мы последнее продали, но купили за свой счет квартиры в другом месте».
Застройщик крохотного клочка земли, на месте которого раньше была детская площадка и несколько десятков деревьев – группа компаний «ПИК». Ответственный за строительство на участке в районе вл.163 по Волгоградскому проспекту в микрорайоне Кузьминки – Крутяков Михаил Викторович. На щитах , огораживающих стройку, значится множество телефонов, по которым якобы можно дозвониться и застройщику, и проектировщикам, и начальнику участка. Я попыталась это сделать. Сначала в телефоне минут 7 играла красивая музыка, а потом мне ответила сотрудница секретариата ПАО группы компаний «ПИК», представившаяся Зинаидой. Она несколько раз пыталась соединить меня с г-ном Крутяковым, который отвечает за участок строительства на Волгоградском проспекте - 163, но его не было на рабочем месте. Тогда я попросила жильцов пятиэтажек поискать г-на Крутякова на стройплощадке. Но и там его не оказалось.
После неудачных попыток связаться хоть с кем-то их группы «ПИК», кто мог бы ответить на вопросы жителей пятиэтажек, оказавшихся в невыносимых условиях, наша редакция послала официальный запрос руководителю группы компаний «ПИК» С.Гордееву , а также руководителю участка строительства на Волгоградском проспекте -163, г-ну Крутякову . Вопросы у жильцов были простые и закономерные: на каком расстоянии от жилых домов будут расположены дома-новостройки? Прошел ли данный проект государственную экспертизу на стадии планировки? Будут ли затронуты при строительстве коммуникации пятиэтажек? Не создаст ли это угрозу техногенной катастрофы? Где смогут парковаться жители пятиэтажек? Как после застройки проезжать и просто проходить к их домам?
Не получив ответа от группы компаний ПИК, мы обратились к экспертам. Наш источник в ГУП НИИ Генплана Москвы сообщил:
«Отдельно стоящие здания должны отвечать нормам инсоляции, то есть освещения. Если в квартире будет недостаточное количества света, у людей будет нехватка витамина D, что может привести к ряду заболеваний, в частности, к туберкулезу. Для нормальной инсоляции, по старым нормативам, дома должны были находиться друг от друга минимум на расстоянии 12-и метров, по новым нормативам – на расстоянии 8-и метров. В принципе, в условиях точечной застройки, причем такой плотной, как в указанном участке, необходима государственная экспертиза на этапе планировки. Надо было проверить все нормативы . Что касается коммуникаций, то тут вопрос достаточно острый , я бы сказал, опасный. Коммуникации в пятиэтажках 60-х годов постройки ветхие. Если они будут пересекаться с коммуникациями нового дома, может возникнуть нештатная ситуация. Если при строительстве коммуникациям пятиэтажек будет нанесен ущерб, перекладка должна осуществляться за счет той организации, которая строит новое здание. Хочу сказать одно: после принятия ФЗ о реновации Москвы 1 июля 2017 года при точечной застройке на многое закрывают глаза, допускают отхождение от норм. Приняв этот закон, депутаты даже не понимали, какую мину замедленного действия они подложили под город.».
Норм, на которых можно сэкономить не только пространство, но еще и деньги – сотни, если не тысячи. Ведь к ФЗ-141 о реновации в Москве несколько сотен приложений. Поправки внесены в Закон о пожарной безопасности, в технические и санитарно-эпидемиологические нормы и требования. Всего один пример: Роспотребнадзор изменил СанПиНы, определяющие нормы солнечной освещенности для детских площадок. Изменения предусматривают сокращение времени инсоляции с 3 до 2,5 часов. Действительно, зачем детям солнце на детских площадках? Лучше построить больше квартир!
Что касается плотной точечной застройки вблизи пятиэтажек, то она несет еще одну очевидную опасность. Федеральный закон № 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в Москве" дал «зеленый свет» чиновникам и застройщикам во многом. В частности, в отношении норм пожарной безопасности. Наш источник в ГУП НИИ Генплана Москвы рассказывает:
«Раньше, еще при Лужкове, в кабинете Ресина, который в правительстве Москвы отвечал за строительство, висела большая карта с планом коммуникаций столицы. Красным и оранжевым были помечены участки, которые нельзя трогать - нельзя проводить рядом с ними застройку, «сажать» на них новые здания. Сейчас эта карта куда-то исчезла. Можно всё!»
В Закон была внесена и такая поправка: «В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральные органы государственной власти в сфере пожарной безопасности вправе устанавливать особенности применения отдельных требований пожарной безопасности, либо утверждать отдельные своды правил, содержащие требования пожарной безопасности».
Что это значит? Между зданиями всегда были обязательные противопожарные проезды для пожарных машин – так называемые «пожарные разрывы». Но в Москве – «стесненная застройка», к которой применяются особые правила. Значит, можно и без проездов для пожарных машин обойтись. Ведь «минимально необходимые требования» это позволяют! Это позволяет при строительстве сэкономить пространство и построить больше квартир. Кстати, в пятиэтажках большинство квартир оснащены газовыми плитами, которые в последнее время все чаще становятся причиной взрывов бытового газа… Но какое дело группе ПИК , что пожарная машина попросту не проедет между зданиями, стоящими впритык друг к другу, и в результате люди могут погибнуть? Видимо, по логике застройщиков, люди сами должны спасаться.
Кто понесет ответственность за техногенную катастрофу, которая в любой момент может произойти в месте такой плотной застройки? Понимают ли это застройщики, проектировщики из группы компаний «ПИК»? Ведь дома, которые они строят, несут опасность жизни сотен людей!
П.С.
Вспомнилась история сноса домов сталинской постройки в Кунцево. Но параллель как-то не складывалась. На Волгоградке - ни пикетов, ни протестов, плакатов… Почему? Как пояснила мне одна из жительниц дома 163 по Волгоградскому проспекту, «в Кунцево людям хоть новую жилплощадь предложили, у них надежда есть, а тут , на Волгоградке, создали сначала инициативную группу, но после отказа во всех инстанциях люди попросту начали разъезжаться – кто на дачу, кто к детям переехал, кто к родственникам, кто новую квартиру снимает, а на оккупированной ПИКом территории остались единицы – больные, да старики: те, у кого возмущаться нет сил».