Posted 21 декабря 2018, 08:49
Published 21 декабря 2018, 08:49
Modified 7 марта, 16:14
Updated 7 марта, 16:14
- Какие главные политические события произошли в завершающемся году?
- Год был интересный с точки зрения электоральных процессов. Фактически с сентября по декабрь страна непрерывно следила за выборами, и в каждом следующем регионе все происходило не так, как в предыдущем. Про выборы в 2018 году вообще можно отдельную книгу написать. Много интересных разных кейсов.
Очень интересная кампания Кожемяко в Приморье - фактически идеальная губернаторская кампания. Приморье получило сильного, готового слышать людей губернатора. Важно, что в итоге выборы везде прошли нормально, честно и доверие людей к институту выборов и власти в целом не пострадало. Будем наблюдать, как свежеизбранные губернаторы покажут себя в будущем году.
Конечно, большая тема этого года - пенсионная реформа. Пройден большой путь от общественного непонимания и недовольства к принятию того факта, что пенсионная реформа необходима. Была развернутая общественная дискуссия, в ходе которой прозвучали все возможные точки зрения. Очень важно, что такие масштабные вещи не просто "спускаются сверху", а широко обсуждаются в обществе. И итоговый вариант реформы устраивает людей больше, чем изначальный.
- Какие изменения претерпела власть в России?
- Власть меняется вместе с обществом, они никогда не меняются отдельно друг от друга. У меня есть ощущение, что власть стала действовать более гибко. Считаю важным отметить частичную декриминализацию 282 статьи - это как раз пример того, что власть готова прислушиваться к гражданам и исправлять какие-то вещи.
- Каковы новые тенденции в гражданском обществе?
- Огромный рост благотворительности и волонтерства. Такое ощущение, что в этом году какой-то бескорыстной социальной активностью ради других людей занимался каждый второй. Снижение интереса к классическим политическим митингам - эта тема, наоборот, постепенно уходит из повестки. Оппозиционные митинги перестали быть интересным шоу, и даже критически настроенным к власти людям хочется чего-то другого.
- Готова ли власть к новым вызовам и новой повестке дня в 2019 году?
- Думаю, что да. Власть продемонстрировала гибкость подходов, умение меняться, умение слушать общество и нормально воспринимать недовольные голоса. Это не означает, что все идеально. Но на мой взгляд, система в целом сейчас более готова к вызовам любого типа.
Отдельный важный момент: власть продемонстрировала в этом году, что не будет защищать "своих" любой ценой. Если чиновник совершает серьезные проступки - он теряет свою должность. Видно, что есть настрой на обновление управленческого корпуса и привлечение более современных специалистов с другим политическим стилем и моделями мышления.
- Как политологи оценивают работу своего профессионального сообщества, уровень востребованности, новые формы и методы, основные проблемы?
- Экспертное сообщество научилось ничему не удивляться, поскольку в разных регионах были реализованы драматически разные политические сценарии. Город Владимир - не Хакасия, Хабаровск - не Приморье, Иркутск не... ну вы поняли.
Я думаю, что истории в Хакасии и Хабаровске - это важный звоночек и большой урок для всех, кто будет избираться в будущем году. Расслабляться нельзя. Надеяться, что люди сами собой как-нибудь вас выберут - тоже нельзя. Работать придется.
Важный момент: информационное пространство стало еще более насыщенным. Конечно, Телеграм стал играть довольно большую роль в формировании повестки. Теперь это очевидно и на региональном уровне. Причем интересно, что востребованы и обладают эффективностью не только каналы-гиганты типа Незыгаря, но и небольшие каналы экспертов, политологов, журналистов, общественных активистов.