Модератор тематической площадки ОНФ «Экология» Дмитрий Миронов считает, что положения одобренного во втором чтении закона полностью противоречат целям и задачам «майского указа» президента и целевым показателям, зафиксированных в целевых показателях национального проекта «Экология». По его словам, «легализация» «серых» полигонов и свалок не только вызовет обоснованные протесты граждан, но и серьёзнейшим образом скажется на окружающей среде.
«Новым законом предполагается, что до 1 января 2023 года объекты размещения твёрдых коммунальных отходов, введённые в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной российским законодательством, могут быть использованы для размещения отходов. При этом определять, возможно ли использовать тот или иной объект без необходимых документов и без лицензии будет министерство природных ресурсов и экологии РФ и уполномоченный орган субъекта РФ. Фактически, Минприроды РФ сможет превращать незаконные свалки в легальные полигоны твердых коммунальных отходов. Очевидно, что здесь открывается бескрайний простор для реализации коррупционных схем», - отметил эксперт ОНФ.
Ранее группа депутатов - Владимир Ресин, Дмитрий Белик, Ирина Белых, Николай Гончар, Игорь Дивинский и Елена Панина - предложили в отдельных регионах действие нового закона отложить до 1 января 2023 года.
Депутаты предложили отменить действие положения о создании с 1 января 2019 года в регионах единых операторов, которые должны начать работать в строгом соответствии с новыми правилами и под надзором контролирующих органов (например, все машины оператора должны будут оснащаться системой наблюдения ГЛОНАСС), пишет Infox.ru.
Отказ от внедрения ГЛОНАСС с 1 января приведёт к тому, что как и сейчас невозможно будет отследить откуда и куда грузовики возят мусор. Однако это далеко не самое страшное.
Депутаты предложили расширить список "льготных" территорий до масштабов всей страны. Эта поправка позволит практически всем регионам обращаться с мусором в соответствии с неким планом мероприятий, разработанным субъектом по согласованию с федеральными властями. В дополнение к «территориальным» исключениям из нового закона думский Комитет предложил ряд других поправок, которые напрочь уничтожают саму идею реформы, призванной взять под контроль мусорные свалки.
Во-первых, пункт 8 поправок предлагает легализовать существование всех незаконных свалок вплоть до 1 января 2023 года. По идее авторов поправок в случае если на сельхозземлях или в населенном пункте организован нелегальный полигон с нарушением всех норм. Его владельцам будет достаточно договориться с ответственными чиновниками в регионе и Минприроды РФ, после чего полигон попадет в спецперечень, который не имеет порядка ведения и даже не публикуется.
Попавшие в такой перечень свалки смогут работать без лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности. Данная норма практически легализует работу свалок без лицензирования.
Пункты 6-7 поправок упрощают процесс выбора единого регионального оператора, а на самом деле, делают эту процедуру необязательной. Если оператора найти не удалось, или он отказался от предлагаемой работы, что легко спровоцировать парой митингов, чиновники смогут без конкурса нанять привычные им муниципальные и областные предприятия, имеющие лицензию.
В заключение стоит отметить, что законопроект с губительными поправками рассматривается в форсированном режиме (третье чтение планируется 19 декабря). К нему в последние дни «приросли» дополнительные инициаторы: Светлана Журова, Геннадий Онищенко и другие.
К проблеме подключились и общественники ОНФ. Эксперты тематической площадки ОНФ «Экология» направят в Государственную Думу РФ предложения по корректировке законопроекта, чтобы исключить из него все положения, которые могут нанести удар по всей сфере обращения с отходами.