В так называемой "красной зоне" оказалось подавляющее большинство акций, причём лидерами снижения стали акции высокотехнологичных компаний. Amazon потерял почти 6% капитализации, Apple - 4,5%, Google и Netflix около 5%. Впрочем, на прошлой неделе и в первые дни этой рынки показывали бурный рост, вызванный перемирием в торговой войне США и Китая, и теперь он нивелирован.
Эксперты предлагают обратить внимание на инверсию кривой доходности трежерис - обычно это важный предвестник кризиса в мировой экономике. Последний раз такое наблюдалось в 2007 г. - незадолго до краха банка Lehman Brothers, - отмечает vestifinance.ru. - Мощные продажи наблюдались также в акциях банковского сектора. Системно значимые глобальные банки торгуются на треть ниже своих годовых максимумов.
Столь серьёзное падение доходностей по трежерис - следствие переоценки рыночных ожиданий. Кроме того, биржевые спекулянты в такой ситуации закрывают ранее открытые короткие позиции, что еще более усиливает тенденцию. И из США она распространяется на другие страны. Как сообщает агентство Bloomberg, трейдеры долгового и денежного рынков во всем мире пересматривают темпы ужесточения на фоне признаков пробуксовки глобального роста.
Они уже сокращали ставки на грядущее ужесточение монетарной политики Федеральной резервной системы США в 2019 году. Протокол ноябрьского заседания ФРС также подготовил почву для большей гибкости. В то же время долгожданное повышение ставки Европейского центробанка кажется теперь менее вероятным, её возможность откладывается и в Австралии.
Что же до международных финансовых институтов, то Международный валютный фонд в прошлом месяце уже понизил прогноз роста мировой экономики и предупредил на этой неделе, что перспективы могут еще больше ухудшиться, хотя и падение цен на нефть сдерживает инфляционные ожидания.
"Новые Известия" спросили экспертов, ожидают ли они в ближайшее время глобальный экономический кризис. И вот что услышали:
Евгений Ясин, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Я не думаю, что будет ужасный кризис. Но то, что может быть постепенное, довольно глубокое погружение в кризис – это возможно. Это не будет большое и быстрое погружение. Медленное явление.
Игорь Николаев, директор института стратегического анализа компании ФБК
Я должен сказать, что сейчас мировая экономика в принципе готова к кризису. Пузыри, прежде всего на фондовых рынках, на финансовом рынке в целом давно созрели. Они огромные, прежде всего на фондовом рынке США. А это – ведущая экономика. Так что, мировая экономика готова к кризису и вопрос только о том, что послужит непосредственно спусковым крючком. На роль его вполне подходит торговая война между Китаем и Соединёнными Штатами, но он такого замедленного действия. Когда он сработает – не понятно. В зависимости от этого развивается ситуация. А кризис, к сожалению, будет. Мировая экономика циклична в своём развитии. Причём, если посмотреть на то, что происходило в последние пятьдесят лет, то с незавидной, но регулярностью кризисы происходили раз в семь – двенадцать лет. Семь – десять лет. Последний кризис был в 2008 -2009 годах. Так что, ответ на вопрос о том, что послужило спусковым крючком, мы получим позже. Но то, что в ближайшие года – полтора, максимум – два мировой кризис будет – это с очень большой вероятностью.
Дмитрий Потапенко, экономист предприниматель.
Все разговори о грядущем кризисе понятны: покупай на слухах, покупай на фактах. Это общее правило рынка. Я бы не назвал падение индексов паническим. Да, есть лёгкое перемирие в торговой войне между США и Китаем. Будет ли из-за этого кризис, подобный кризису 2008 года – маловероятно. Как раз наоборот: стабилизация отношений основной (упрощённо) экономики-производителя и основного рынка потребления приводит к стабилизации. Будет ли лёгкий «просад» - конечно, будет. По другой причине. Обеим странам не выгоден «пузырь напряжённости». Они все прагматичны очень, что же из них дебилов делают виртуальных! Они пузырь спустят и всё будет хорошо. Кризис цикличный, по моим оценкам, я его прогнозирую к 2021 году. Это приведёт к нескольким переломам, к изменению экономики России, и, безусловно, к псевдо-политическому кризису. Потому что мы экономикой не являемся и, соответственно, поскольку наши властители не умеют меньше жрать, естественно они начнут друг друга грызть. И это будет названо «политическим кризисом». Основная проблематика, что они нас первыми сожрут. Это невозможно избежать. Они не с себя начинают. Просто берегите себя!
Никита Масленников, руководитель направления финансы и экономика Института современного развития
Фактически весь текущий год финансовые аналитики били тревогу по поводу того, что состояние финансовых рынков напоминает середину 2007 – начало 2008 годов. Тем не менее, в течение года были две масштабные коррекции вниз американского фондового рынка и это затронуло, естественно, все остальные. Вторая половина года была очень нервозной и проходила под флагом торгово-политической напряжённости между США и Китаем.
Базовые индексы, показатели, которые свидетельствуют о температуре и здоровье финансовых рынков вызывали большие опасения – постоянный жёлтый мерцающий свет для любого инвестора. Рынки реагируют на новости, которые они оценивают, как позитивные, в том числе после двадцатки в Буэнос-Айресе был достаточно серьёзный подскок. Сейчас уже эта энергетика выдыхается и вторая половина недели будет достаточно нервозной. Посмотрим, как дальше будет складываться ситуация, потому что эта новость уже отыграна с нефтью, хотя конец недели возможно даст толчок фондовым индексам в связи с тем, что ОПЕК+ договорятся. Но это не на долго.
Сейчас начинается рост внимания к парламентским слушаниям в Великобритании по поводу Брексита. Здесь тоже завязывается большая интрига. Тем не менее, год заканчивается, по мнению многих финансовых аналитиков, несмотря на то, что в перспективе рождественского традиционного ралли надежды остаются, но они будут существенно смазаны, чем предыдущие. В целом год тяжёлый. Некоторые уже отчитались, что год для них оказался убогим, по той простой причине, что базовые индексы основных площадок либо окажутся чуть ниже показателей семнадцатого года, либо чуть-чуть выше. В целом температура указывает на существенное накопление рисков.
Дойче Банк они опубликовали отчёт, его требуется проверять, не все ему поверили, но, тем не менее сигнал достаточно тяжёлый. Если посмотреть на то, как в течение года падала стоимость финансовых активов, аналитики Дойче Банка считают, что упадёт стоимость 60% финансовых активов, обращающихся на рынках. Такого рода показатели рынки демонстрировали за столетнее наблюдение только дважды: в 1920 и 1994 годах. Другие оспаривают эти выводы. Но вывод общий - ситуация требует повышенного внимания, потому что прогнозы о приближающейся рецессии могут начать сбываться.
Звонок этой и конца прошлой недели на рынке американских гособлигаций был тревожный, потому что разница в доходности трёх и пятилетних бумаг показывает инверсионную кривую, практически она приобретает плоский характер. Обычно такого рода инверсия по доходности разносрочных бумаг указывает на то, что это является признаком приближающейся рецессии. Это не совсем чистый тест, потому что по историческому опыту такого рода кривую должны показать соотношения двух и десяти-пятнадцати летних облигаций. Пока этого нет. Но, тем не менее, доходности по трёх и пятилетних практически совпали, для многих финансовых аналитиков это свидетельствует о том, что внимание нужно ещё прибавить. То, что происходит может лавинообразно рухнуть в любой день, предпосылок для этого на всех рынках достаточно много.
Глобальная экономика, не смотря на все усилия, которые предпринимают Соединённые Штаты и Китай по нормализации своих торговых отношений скорее всего будет тормозить ускоренно в 19 году. Собственно, так оно и положено в жизни, что называется экономический цикл на излёте, прогнозы всех ведущих экономических международных организаций, международного валютного фонда и организации экономического сотрудничества и развития указывают на то, что рост перешёл свой пик в этом цикле ещё в середине этого года и мы будем соскальзывать все вместе, поэтому некоторые даже говорят, что фондовые рынки по опережающим индикаторам приближающейся рецессии отстают. И это новое явление, к которому нужно относиться с крайней осторожностью, потому что можно и прозевать.
Последние события – это некое сгущение внимания на конец года и надо какие-то выводы делать. Чего-то нового, что можно было бы рассматривать как существенное приближение рецессии я не вижу. Есть некоторые основания, есть магия цифр на конец года. Внимание, конечно, должно быть усилено, потому что риски сползания глобальной экономики в рецессию не снижаются, они даже усиливаются. Вопрос заключается в том, когда она наступит – в середине 2020 года или в конце 2019. Пока вероятность обоих сценариев одинаковая. Окончательно можно будет сказать по истечению девяностодневного срока моратория на взаимное повышение пошлин между Штатами и Китаем, как пойдёт у них дело, потому что это – триггер сползания мировой экономики в рецессию.
Если включат по полной программе в обе стороны, то получается, что Соединённые Штаты гарантированно теряют в следующем году пол процента ВВП, а Китай – один процент. Поэтому тут последствия для глобальной экономики существенное. Торможение как минимум на один процентный пункт глобального ВВП. Если он сейчас растёт со скоростью средней 3,5 в следующем году, при таком раскладе это уже 2,5. А общемировая рецессия – около 2%. Поэтому картинка достаточно сложная.
Прогнозы по еврозоне начнут корректироваться после 11 декабря, когда Британский парламент поддержит или не поддержит Брексит. Интрига закручивается по новой, любое развитие ускорит пересмотр оценок следующего года. Но, если суммировать то, что происходит на фондовых рынках, это ещё одно серьёзное предупреждение, что мир может столкнуться, а ему и по логике развития экономического цикла положено сталкиваться в новый спад. Вопрос в его глубине.