Социолог Сергей Белановский провёл очередное исследование, на это раз оно касалось российской армии. Вот как он охарактеризовал полученные результаты: «В преддверии начинающейся демографической волны (роста численности когорты 18-летних примерно на треть) сохранять для мужчин всеобщую воинскую обязанность сродни безумию».
Белановский считает, что в российской армии наблюдается количественный избыток военнослужащих. Кроме того, в армии очень велик объём ручного труда. А вот какой должна быть численность военнослужащих – следует оценить профессионалам, принимая во внимание количество военной техники, которую они должны обслуживать, квалификацию и возможности сокращения ручного труда. Это, по мнению социолога, обычная мировая практика. Не нужно призывать на военную службу всех, но есть немало людей, которым она нравится, и которые станут хорошими военными. В то время как остальные только тормозят не только модернизацию армии, но и развитие экономики в целом.
Введение
Среди проблем, с которым столкнется экономика России в ближайшие годы многие эксперты называют сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Так, в своем выступлении на Гайдаровском форуме 2017 г. А.Л. Кудрин выдвинул на первый план мысль о том, что в настоящее время перед страной стоят серьезные вызовы, первым среди которых был назван демографический тренд: сокращение доли трудоспособного населения в активном трудоспособном возрасте. Ссылаясь на прогноз Росстата, А.Л. Кудрин сказал:
Для дальнейшего анализа необходимо отметить, что А.Л.Кудрин не совсем точно выразился. Речь идет не о молодежи, вступающей в трудовой возраст, а о наиболее трудоспособных возрастных когортах 24 – 43 лет. Численность в этих возрастных группах за период 2018 по 2030 гг. действительно уменьшится с 34,8 до 24,1 млн. чел., т.е. на 10,7 млн. чел. Одновременно численность возрастных когорт 18 – 23 лет за тот же период увеличится с 7,1 до 8,5 млн. чел.
Выход из положения А.Л. Кудрин видит в повышении пенсионного возраста и организации непрерывного образования трудоспособного населения всех поколений.
Однако люди предпенсионного возраста не могут заменить собой молодежь, вступающую в трудоспособный возраст. Особенно это относится к ситуации, когда в стране будут происходить быстрые социально-экономические и технологические преобразования. Хорошо аргументировал эту мысль один из мэров моногородов, принимавших участие в обсуждении главных идей Стратегии.
Таким образом, не отрицая важности предлагаемых А.Л. Кудриным мер, главным направлением работы видится повышение эффективности труда вступающей в трудоспособный возраст молодежи.
Одним из крупнейших потребителей молодежных трудовых ресурсов является российская армия. Служба в армии по призыву является конституционной обязанностью мужской части молодежи, достигшей 18 лет и не имеющей официального освобождения от нее. Фактически речь идет о всеобщей воинской обязанности молодых мужчин, хотя сегодня этот термин не используется в законодательстве.
С точки зрения оценки эффективности использования трудовых ресурсов армия должна рассматриваться, как специфичная, но все же отрасль экономики. Соответственно и критерии эффективности должны хотя бы отчасти соответствовать критериям, используемым в других отраслях.
Проблема эффективности использования труда молодых мужчин в условиях существования института службы по призыву должна рассматриваться в двух аспектах:
Оценка эффективности использования трудовых ресурсов в армии затрудняется режимом секретности. Получение систематических данных по этой причине сильно затруднено. Ниже описаны результаты и выводы, основанные на следующей информации:
Данный отчет представляет собой первую часть работы, основанную в основном на прошлых социологических исследованиях, доступной статистике и публикациях в СМИ. Анализ результатов фокус-группы будет представлен позднее.
Эффективность использования трудовых ресурсов в российской армии
Избыточная численность рядового состава. В прошлом советская и российская армия (до 2008 г.) была трудоизбыточна. Судя по социологическим опросам демобилизованных военнослужащих, проводившимся в конце 80-х и начале 90-х годов, армия не располагала достаточным количеством материальных средств для того, чтобы загрузить весь призванный на службу контингент разумно организованной работой по боевой подготовке и боевому дежурству.
В результате значительная доля призванных в ВС РФ военнослужащих размещалась в воинских частях, обеспеченных лишь койко-местами в казармах и посадочными местами в столовых, а из вооружения – автоматом Калашникова. Выезд на стрельбы зачастую осуществлялся два раза за весь срок службы с незначительным количеством патронов. По многочисленным свидетельствам, это было массовой практикой.
Фактически такие части были не армией, а резервацией для принудительного содержания призванных в армию лиц. В таких резервациях солдат не учили даже стрелять. Основное время службы военнослужащие в таких резервациях были заняты несвойственными или нецелесообразными видами деятельности. Точные данные о численности военнослужащих в таких резервациях отсутствуют, однако, судя по результатам опросов, их доля могла составлять до половины всей численности рядового состава армии и даже более.
Демографические волны и некомплект личного состава. Принцип всеобщей воинской обязанности предполагает, что в армию должны призываться все мужчины, достигшие 18-летнего возраста (за исключением лиц, освобожденных от призыва). Однако численность таких мужчин сильно колеблется в зависимости от демографических волн.
На этапах демографического подъема армия обязана принимать возросшую численность призывников. Однако армия не располагала необходимым количеством вооружения и другого имущества для полноценного обеспечения этого дополнительного контингента. Поэтому в советской и российской (до 2008 г.) армии создавались новые части и подразделения (в основном мотострелковые), подпадающие под категорию описанных выше резерваций. Важно, что численность таких резерваций включалась как в фактическую, так и в штатную численность вооруженных сил.
В периоды демографических спадов заполняемость резерваций уменьшалась, что и служило основанием для ведомственно-эгоистичных заявлений о некомплекте личного состава и требований об увеличении численности призывного контингента за счет отмены льгот и отсрочек.
В 80-е годы эти заявления послужили основанием для массового призыва в армию студентов, а также – без афиширования – лиц с дефектами здоровья, освободившихся из мест заключения, наркоманов и др. Планирование численности призывного контингента методом «от достигнутого» приводило к сохранению численности «лишних» солдат, содержавшихся в армейских резервациях при одновременном ухудшении социальной обстановки в них.
Доля ручного труда в армии. Доля ручного труда является важным показателем эффективности использования трудовых ресурсов. В советской промышленности в 80-е годы доля ручного труда по официальным данным составляла около 35%, в строительстве и сельском хозяйстве еще выше.
Вопрос о доле непроизводительного ручного труда в армии не ставился ни в советское, ни в постсоветское время. Многие образцы вооружений и техники создавались без учета трудоемкости их обслуживания. Примером может служить нуждающаяся в проверке, но правдоподобная информация СМИ о том, что поверхности боевых кораблей стран НАТО покрыты специальным полимерным составом, уменьшающим трудоемкость уборки и снижающим потребность в малярных работах. В российском военном флоте сохраняется высокая потребность в малярных работах на военных судах, о чем свидетельствует высказывания респондентов фокус-группы (см. ниже).
Динамика численности основных категорий военнослужащих. После сокращения срока службы по призыву с 2 лет до 1 года в 2007 – 2008 гг. общая численность личного состава российской армии к 2011 году стабилизировалась на уровне около 1 млн. чел.
К концу 2017 года в российской армии будет насчитываться 425 тыс. контрактников, 300 тыс. срочников и 270 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов.
Численность офицеров, прапорщиков и мичманов с 2011 г по 2017 г. сократилась с 320 тыс. чел до 270 тыс. чел. (Сведения о численности военнослужащих, призываемых на службу в Вооруженные силы, публикуются с 1994 г.)
Военная реформа 2007 г. предусматривала не только сокращение срока службы по призыву, но и одновременно отмену большого числа льгот, дававших отсрочку или освобождение от призыва (включая ликвидацию большей части военных кафедр при ВУЗах). Это позволило значительно увеличить численность призывников. Их доля в возрастной когорте 18-летних мужчин возросла с 24% в 2007 г. до 59% в 2009 г. и 65% в 2010 г. Это позволило сохранить численность военнослужащих по призыву на уровне около 550 тыс. чел.
Далее произошел спад численности служащих по призыву до 355 тыс. чел. в 2011 г. и примерно до 300 тыс. чел. в 2012 – 2017 гг. Отчасти это может быть объяснено демографическими причинами, поскольку численность мужчин в возрасте 18 лет за указанный период сократилась на 20%.
Снижение численности военнослужащих по призыву компенсировалось увеличением численности контрактников. При этом выпускникам ВУЗов, а позднее и выпускникам средних профессиональных учебных заведений, имеющих востребованные в Вооруженных силах специальности, было разрешено поступать на службу по контракту без прохождения службы по призыву (или после прохождения срочной службы в течение трех месяцев). Возможно, этим объясняется снижение соотношения между численностью призывников и численностью мужчин в возрасте 18 лет (с 0,65 в 2010 г. до 0,45 в 2014 – 2017 гг.). Другими словами, часть мужчин 18-летнего возраста, ранее поступавших на службу по призыву, теперь сразу поступают на службу по контракту, и не попадают в статистику служащих по призыву.
Суммируя сказанное, можно выделить следующие главные тенденции в комплектовании Вооруженных сил РФ личным составом.
Демографическая волна и численность военнослужащих в предстоящем периоде. Динамика численности мужчин в возрасте 18 лет подвержена колебаниям в соответствии с демографическими волнами. Фактическая динамика прошлых лет и демографический прогноз Росстата показывают, что для указанной возрастной когорты период с 2016 по 2018 гг. является «дном» снижения численности. Начиная с 2019 г. численность когорты начнет расти и достигнет на пике 1007 тыс. чел. в 2034 г. (увеличение на 35%).
С учетом прогнозируемого роста численности мужчин в призывном возрасте комплектование Вооруженных сил РФ может осуществляться по следующим сценариям.
Таким образом, наиболее целесообразным представляется вариант, при котором будет продолжена политика увеличения численности контрактников при неизменной численности личного состава Вооруженных сил. Такая политика создаст предпосылки для полной отмены института призыва на службу в Вооруженные силы.
Эффективность использования труда в армии. В прошлые годы эффективность использования трудовых ресурсов в армии была низкой из-за избыточной численности рядового состава, проходящего служб по призыву. Низкая эффективность проявлялась широком распространении несвойственных военнослужащим видов труда, а также в высокой доле ручного труда, особенно во вспомогательных подразделениях. Сегодня, судя по доступной информации, доля несвойственных видов труда в Вооруженных силах РФ значительно сокращена, хотя точные данные на этот счет отсутствуют.
Что касается неэффективного ручного труда, то его доля предположительно остается высокой, о чем свидетельствует следующие высказывания демобилизованного военнослужащего. Обращает на себя внимание, что этот военнослужащий, который весь срок службы проработал маляром, имел высокую мотивацию к обучению военной специальности и добровольно обучался ей в свободное время.
Возникновение конкурса на службу в Вооруженных силах. В настоящее время условия прохождения службы в Вооруженных силах РФ существенно изменились. Престиж военной службы значительно возрос. Так, согласно социологическому опросу ВЦИОМа от 30.03.2017 профессия военнослужащего по привлекательности оказалась на втором месте после профессии медицинского работника (в 2012 г. она была на шестом месте). Рейтинг привлекательности вырос с 6% в 2012 г. до 13 % в 2017 г. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116138
Рост престижа военной службы выразился также в росте конкурса при поступлении в военные учебные заведения. Конкурс во многие военные учебные заведения впервые за последние десятилетия достигает 8-9 человек. https://lenta.ru/articles/2015/12/22/gpv/.
Повышение привлекательности профессии военнослужащего отчасти связано с экономическим кризисом. Но в еще большей мере сыграло роль улучшение условий прохождения военной службы и, возможно, пропагандистская кампания в СМИ.
Возникновение конкурса на поступление на военную службу является важной предпосылкой для перехода комплектования армии целиком на контрактную основу. Руководство Минобороны РФ понимает это, о чем свидетельствует следующее высказывание Министра Обороны С.К. Шойгу:
Аналогичное мнение высказал и президент РФ В.В.Путин:
Вместе с тем, несмотря на официально высказанные позиции В.В.Путина и С.К Шойгу их точка зрения до сих пор не является обще признанной. В СМИ со ссылкой на Минобороны пишут и о других возможных вариантах реформирования принципов комплектования Вооруженных сил, включая увеличение сроков службы, мотивированное с нехваткой призывников. Эти аргументы кажутся пришедшими их 80-х годов прошлого века и основаны на грубом искажении демографических фактов, поскольку факты свидетельствуют не о дальнейшем снижении, а о начале роста численности мужчин призывного возраста. Тем не менее, такие аргументы продолжают звучать.
Выводы
Предложения
С исторической точки зрения интересно следующее высказывание Н.С.Хрущева, обращенное к военным, возражавшим против сокращения срока службы: «Сроки службы сократили не случайно. Народному хозяйству требуются рабочие руки, их не хватает везде, куда ни глянь, а тем временем молодые люди, служа в армии, только потребляют и ничего не производят. Вы когда-нибудь задумывались, сколько полезных вещей произведут вернувшиеся из армии на год раньше военнослужащие?». Подробнее здесь: